Тайна за семью печатями: как министерство образования "топит" своих и "греет" серый рынок

Почти год министерство образования не может определиться – дать или не дать (пробные тесты), а страдают самые незащищенные – учителя.

Проясним ситуацию. До ноября 2019 года отечественные педагоги проходили тест на подтверждение квалификации по старинке – им выдавали распечатанные на бумаге вопросы, на которые те должны были ответить. Национальное комплексное тестирование (НКТ) – процедура, направленная на определение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и директоров школ.

Затем министерство образования и науки РК в лице Национального центра тестирования подписало договор государственно-частного партнерства на 10 лет с ТОО "U-Future" (группа компаний, занимается проведением всевозможных тестов, курсов, в том числе языковых, подготовкой к ЕНТ и другим экзаменам).

В его рамках "U-Future" под брендом "U-Study" теперь проводит 3 экзамена: национальное квалификационное тестирование (НКТ), внешнюю оценку уровня достижений высшего образования и внешнюю оценку уровня достижений среднего образования.

Экзамен принимает машина (точнее, сотни машин по всей стране), с которой невозможно договориться. Списать тоже не получится – повсюду установлены видеокамеры.

Для удобства педагогов в городах республиканского значения, областных центрах открылся 21 региональный центр тестирования (РКТ). На зданиях висит вывеска – "U-Study".

Обо всех нюансах нововведения "КАРАВАН" подробно рассказывал в материале "Ситуация критическая: половина педагогов страны провалила новые тесты" от 22 января 2020 года.

Опять "двойка"

Перед прохождением НКТ педагоги должны сдавать пробные тесты, как это практикуется, например, у будущих выпускников школ, готовящихся к ЕНТ. Процедура полезная – позволяет набить руку, понять, примерно с какими вопросами, темами предстоит иметь дело, да и в целом дает уверенность при прохождении главного экзамена.

Но для огромной категории учителей пробных тестов нет – их не предоставил ТОО "U-Future" Национальный центр тестирования в лице министерства образования и науки. На вопрос, почему, в минобре сослались якобы на государственный секрет.

– Педагоги просто оказались в неравных условиях при сдаче своего квалификационного экзамена: учителя школ могут потренироваться на пробных тестах, они у нас есть, а учителя колледжей, детсадов, дополнительного образования (преподаватели дворцов школьников, художественных школ и других) – нет, – прокомментировали в "U-Future". – Конечно, это сказывается на качестве их подготовки.

С момента публикации приказа № 83 МОН РК в СМИ стало известно, что с 2020 года НКТ сдают, помимо учителей средних школ, педагогические работники 6 других категорий, включая педагогов допобразования. Так как сдача квалтеста в электронном формате было для них в новинку, в центры тестирования стали поступать вопросы о предметах, которые предстоит сдавать, подготовительных материалах и так далее.

Вплоть до самого дня тестирования педагоги этих 6 категорий не знали, что же спросит у них умная машина.

В период с 16 по 21 сентября 2020 года в НКТ приняли участие 2 802 педагога дополнительного образования, и только 333 протестированных смогли одолеть пороговый балл! 88,1% учителей допобразования провалили этот экзамен, следовательно, не получат прибавку к зарплате!

Учителя вынуждены покупать тесты на сером рынке

Официальный пробный тест, который могут приобрести в "U-Future" учителя школ, стоит 2 500 тенге. А так как их нет для педагогов допобразования, колледжей, детсадов, то эта категория вынуждена покупать пробные тесты у серых дилеров через Интернет. За их содержание никто не отвечает.

Вспомним урок математики и посчитаем. От преподавателей казахстанских колледжей на прохождение НКТ в "U-Future" поступило 6 977 заявок, детсадов – 17 352 заявки, преподавателей допобразования – 4 660.

Министерство образования вынуждает всех этих людей – более 28 тысяч, покупать пробные тесты у серых дилеров. Тренироваться-то нужно!

Умножаем на 2 500 тенге за тест, получаем 72,4 миллиона тенге!

Как видите, на сером рынке тестов можно неплохо заработать. А может, чиновникам из министерства образования просто невыгодно передавать пробные тесты ТОО "U-Future", откуда их утечка на серый рынок невозможна? А как иначе объяснить нежелание минобра выполнять условия договора с ТОО " U-Future"? Зачем подставлять под удар педагогов, которым и без того несладко выживать и работать?

Господин министр, Асхат Канатович, вы ведь в курсе всего, что происходит. Объясните нам – почему пробные тесты для одной категории учителей считаются госсекретом, а для других – нет?

АЛМАТЫ