Доросли, чтобы увидеть
Между тем создали их, когда жители Земли о космосе, как принято считать, и понятия не имели. Исследователи полагают, что возраст геоглифов исчисляется тысячелетиями. А открыли – когда развитие человечества позволило посмотреть на планету из того самого космоса и когда нашлись люди, способные это увидеть.
В 2007 году костанайский исследователь Дмитрий Дей на спутниковых снимках “Гугла” обнаружил девять объектов, не похожих ни на останки древних сооружений, ни на следы хозяйственной деятельности человека в более позднее время. Это были геометрически правильные рисунки, напоминающие огромный квадрат, гигантскую трехлучевую свастику, систему параллельных дуг, кресты и серию других фигур, сопоставить которые с умениями, знаниями и представлениями древних обитателей этих мест не представлялось возможным.
Вообще-то это была сенсация мирового уровня. Как уверены ученые, в частности, академик Международной академии туризма и спорта Сапар Искаков, археологи Андрей Логвин и Дмитрий Дей, занимающиеся изучением Торгайских геоглифов, они вполне могут составить конкуренцию широко известным рисункам в перуанской пустыне Наска. Только “изображены” они были не путем выемки грунта, как в Наске, а системой небольших насыпей.
Мне посчастливилось побывать в тех краях с Андреем Логвиным, который одним из первых исследовал эти места. Там я и поняла, почему, например, геоглиф, получивший название “Уштогайский квадрат”, сотни лет оставался совершенно не видимым человеческим глазом. Небольшие, довольно правильной формы бугры на земле, слегка отличающиеся цветом травы, – вот и все, что возможно заметить, находясь непосредственно на этой самой земле. Квадрат слишком большой, чтобы охватить его глазом целиком.
– Сторона квадрата – 284 метра, он на четверть больше основания пирамиды Хеопса. Состоит ровно из 101 насыпи в виде курганов. В центре 101-я, по бокам по 15 курганов и по 10 в каждой полудиагонали, – уточнял Дмитрий Дей на пресс-конференции, посвященной первой экспедиции по изучению геоглифов в 2010 году. – Представьте, это сделано на большой площади – 80 656 квадратных метров: нужно было выдержать прямые углы 90 градусов, нужно было правильно отмерить расстояние и насыпать одинаковый объем земли. Трудно предположить, сколько людей могло быть занято на таких работах и сколько времени было потрачено. Если прибавить к этому еще факт, что в известные нам времена не существовало технологий, способных провести идеально прямую линию на такое расстояние, дело и вовсе попахивает мистикой.
ЮНЕСКО нам поможет?
Тогда же, в 2010 году, исследователи заявили: было бы логично, чтобы эти памятники были взяты под охрану и включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они уникальны и по своей масштабности ничем не уступают подобным памятникам истории, известным всему миру, говорили они.
В частности, Сапар Искаков высказывал мысль, что Торгай мог бы стать туристическим объектом, в том числе и благодаря геоглифам.
– Рядом с рисунками пустыни Наска расположен аэропорт, – рассказывал он на той исторической пресс-конференции. – Там вся инфраструктура, гостиницы. Туристы из разных стран приезжают, покупают билеты. Самолеты маленькие, вмещают 10–15 человек. Они облетают местность часа за два, любуясь этими рисунками. То же можно сделать и здесь. Это раскроет туристический потенциал края, будет способствовать развитию науки.
С тех пор прошло пять лет. Уже нынешней весной в Костанайской области проводилось сто первое на моей памяти заседание всего и вся на тему всенепременнейшего развития туризма в регионе. Год от года чиновники меняются, слова остаются. Туризма ни в Торгае, ни в соседствующем с ним Наурзуме, где расположен уникальный заповедник, как не было, так и нет. Не просматривается и надежды на то, что в эту сторону будут делаться какие-то серьезные шаги. Естественно, о геоглифах на этом совещании никто и не вспоминал.
Жаль! В краях, где люди предприимчивее, а государства заняты не только сопоставлением своих экономических часов с мировыми ценами на нефть, но и дальновидно зарабатывают на всем, чем одарили их природа и история, открытие, равное древним рисункам в диких степях Костанайской области, давно бы превратили в золотое дно. В объект исследования ученых разных стран, в место паломничества туристов, падких на подобные загадки. Глядишь, и нашлись бы деньги на поддержку геоглифов в нормальном состоянии. А то скоро их ни с самолета, ни из космоса не увидишь.
Кстати, презентация Торгайских геоглифов доступна теперь в Питтсбургском университете (США) и Александрийской библиотеке (Египет) на русском и английском языках. У нас о них по-прежнему мало кто знает.
Когайский крест, которого больше нет
По данным на август этого года, от одного из геоглифов, выполненного в форме креста, уже осталось не более трети. 70 процентов изображения, которому Дмитрий Дей дал название “Когайский крест”, оказалось уничтожено в результате ремонта проходящей тут дороги.
По словам археолога, руководителя археологической лаборатории Костанайского государственного университета имени Байтурсынова Андрея Логвина, реконструировать трассу, проложенную практически по центру креста в советские времена, когда о геоглифах в Торгайской ложбине никто и слыхом не слыхивал, можно было, не нанося дополнительного урона этому памятнику.
Наверняка, если бы перед проектировщиками была поставлена задача минимизировать вред для объекта, они бы сумели это сделать. Сумели же они пожертвовать 40-метровой шириной полотна, на котором велись работы, когда оно оказалось вплотную к полям местного крестьянина.
В прошлом году, когда ученые, изучающие Торгайские геоглифы, узнали о предстоящем ремонте, они попытались предпринять шаги по спасению Когайского креста. Андрей Логвин лично отправил официальное письмо руководителям культуры региона, в котором говорилось о необходимости предпринять срочные меры по спасению памятника. “Да нормально все будет, – ответили чиновники. – Там и работы-то вряд ли начнутся в этом году”.
Однако в мае этого года оказалось, что работы на объекте ведутся. Более того, они зашли так далеко, что большая часть геоглифа уничтожена.
А художник кто?
Это тот самый вопрос, ответить на который мечтают исследователи геоглифов во всем мире. По одной из версий они являются древними храмами солнца. Самые первые были построены около 8 тысяч лет назад, а самые поздние – около 3 тысяч лет назад. Касается ли это космической геометрии, вряд ли кто-то может с уверенностью заявить.
В принципе, версий происхождения геоглифов несколько. От милого сердцу уфологов космического следа до версий о существовании продвинутых цивилизаций с недоступными нашему пониманию технологиями и целями. Хотя... А кто сказал, что все геоглифы созданы одним способом и с одной целью?
Дмитрий Дей, не оставляющий исследований, недавно выдвинул еще одну версию происхождения некоторых рисунков.
– В марте 2007 года на территории Костанайской области я обнаружил первые геоглифы, а уже в августе были проведены археологические раскопки на самом большом из них – Уштогайском квадрате, – рассказывает Дмитрий. – Тогда же стало очевидным, что сооружения не являются типичными археологическими объектами. Они представляют собой сложные произведения земляной архитектуры, не поддающиеся идентификации принятыми в археологии методами.
Чтобы узнать больше, в 2008 году Дмитрий создал проект “Turgay discovery”, целью которого были полномасштабные исследования геоглифов.
В итоге через семь лет существования проекта он систематизирует Торгайские рисунки, которых давно уже не девять, следующим образом: “геометрические курганообразные геоглифы (Уштогайский квадрат, кресты, линии, кольца) – 54 шт., геоглифы – трехлучевая свастика – 2 шт., караван-сарай закрытого типа (Шилийский и Новонаурзумский квадраты) – 2 шт., курганы с “усами” – 91 шт., кольцевые сооружения с двумя ровиками – 110 шт.”.
В отношении “караван-сарая” у Дмитрия есть потрясающая версия, создать которую ему помог участник легендарной экспедиции XVIII века капитан Николай Рычков.
В апреле 1771 года Рычков был направлен академиком Палласом в качестве наблюдателя в военной экспедиции генерал-майора фон Траунберга, организованной с целью возврата мятежных волжских калмыков. Путь экспедиции пролегал по Тургайским степям.
В итоге Рычковым были сделаны ценные описания края, включая древние развалины и могильники. Увидел Рычков в Торгае и древний город, который подробно описал в своем дневнике: “Наутро отправляясь в наш путь, прибыли мы к некоему старинному городищу, пространными валами и рвами укрепленному. Город сей сделан наподобие четырехугольного замка, имея во все стороны равное пространство валов. С восточной стороны видимы там поныне земляные ворота, отворяющие свободный путь внутрь сего укрепления. Упадшие валы и рвы, прежней глубины своей лишенные, свидетельствуют о древности сего места: но примечания достойных развалин ни внутри, ни в валах не видно, кроме черепицы и камня, валяющегося во градских местах”.
Дневник Рычкова и помог Дмитрию Дею опознать в Шилийском квадрате древний город:
– Детально изучив маршрут экспедиции, я обнаружил, что описание городища совпадает с местом расположения и характеристиками объекта “Шилийский квадрат”, обнаруженного годом ранее при изучении космоснимков Тургайского прогиба”. Керамика периода средневековья была найдена и внутри Шилийского квадрата.
В записях о своем путешествии Николай Рычков оставил интересную информацию, которая также меняет представление о хозяйственном укладе Тургайского региона в древности: “На другой день путешествие наше простиралось по восточной стороне источника Кара Тургая... Вместо песка и камня, который покрывал поверхность земли проезжаемых нами мест, тут показалась земля влажного чернозема, где всякое растение рождалось со изобилием, находя себе обыкновенную пищу внутри земных недр. На сих обильных полях видимы остатки древних нив или хлебопахотных мест, кои, как видно, были наводняемы нарочно проведенными каналами из источника Кара Тургая”.
Дмитрий уверен: на спутниковых снимках видны остатки древней ирригации в Торгае. Так что этот край хранит еще массу загадок. Главное – было бы кому у нас их разгадывать.
Костанай