Воскресенский собор знают все семейчане, даже далекие от православия, да и любой другой религии. Уже мало кто помнит, что это старинное здание сохранилось благодаря чиновничьим проволочкам.
– К 1940 году Воскресенская церковь оказалась единственным из сохранившихся в Семипалатинске православных храмов, но и она была закрыта и пришла в запустение, – пояснил протоиерей Феодор ПРОСКУРИН, благочинный Семипалатинского округа. – Городские власти обратились в Президиум Верховного Совета Казахской ССР с ходатайством о разрушении Воскресенской церкви. Но в поданных документах были нарушены какие-то формальности. Их вернули на переработку. Пока тянулась эта бумажная волокита, грянул 1941 год, и стало уже не до разбора церкви. А вскоре Сталин круто изменил церковную политику. И здание храма уцелело.
В той части собора, где ставятся заупокойные свечи, находится изображение Христа, протягивающего руку к человеку, стоящему перед ним на коленях. Можно было бы не удивляться столь традиционному для церковной живописи сюжету, если бы в одетом в солдатскую шинель коленопреклоненном образе не угадывалось портретное сходство с одним из самых знаменитых семипалатинских каторжников – Федором Михайловичем Достоевским. Сегодня невозможно достоверно говорить ни об авторе этой необычной иконы, ни об истории ее создания. Секрет ее создания так и останется тайной Воскресенского собора.
– Положение сосланных в XIX веке в Семипалатинск было очень трудным, – подчеркнул протоиерей Феодор. – Стоит ли удивляться, что они обращались с мольбой к Богу. Достоевский ли изображен, или иной человек – для нас не столь важно. Главное – это человек, оказавшийся в большой беде. И Христос, будучи сам распятым, превозмогая собственную боль, протягивает руку истерзанному каторжанину, благословляя его.
Больше всего легенд рассказывают о чудотворном образе Семипалатинско-Абалацкой иконы Божьей Матери. В церковь Семипалатинской крепости ее привез гвардии майор Иван Лихарев еще в 1720 году. Спустя 20 лет она исчезла. Рассказывают, что икону нашел заблудившийся в лесу человек, который поехал зимой за дровами, но сбился с пути и замерзал. Молясь о своем спасении, он увидел в чаще леса светящийся огонек, пойдя к которому, нашел икону, стоявшую около тополя с зажженной свечой у подножия дерева и бившим из-под корней ключом воды. Узнав местность, путник сразу же отыскал дорогу к дому и рассказал священнику о том, что произошло с ним. Когда пошли на поиски иконы, она по-прежнему стояла около дерева. Помолившись, священник пытался снять икону с дерева, но ни он, ни сопровождавшие его казаки не смогли этого сделать. Священник обратился с просьбой снять икону к тому, кто ее нашел. И он, помолившись и омыв руки в ключе, смог снять икону с дерева. Родник с тех пор стали называть Святым ключом, он до сих пор остается местом паломничества многих верующих.
Икона появилась вновь в конце Великой Отечественной войны, в Воскресенском соборе возобновились богослужения. Имени того, кто сумел ее уберечь и вернуть, история не сохранила.
– С 2000 года мы каждую пятницу неукоснительно служим перед иконой молебны с акафистом и водосвятием, – отметил протоиерей Феодор. – И произошло тихое чудо: икона, которая до этого была совершенно темной, стала постепенно светлеть и сейчас приняла тот вид, который имела во время своего написания. На ней все ярче проступает лик Богородицы. Все чаще случаются исцеления тех, кто молится перед этим ликом.
В благодарность верующие оставляют перед изображением цепочки с крестами.
Семей