и студентах, временами вживаясь в образ Рональда Рейгана и читая стихи.
Кусочек черного хлеба
Два дня зал учебного театра академии был забит творческой молодежью и преподавателями. Когда еще представится возможность послушать Табакова! Олег Палыч восседал на стульчике в центре сцены, на столе – минералка и сухофрукты. Говорили по-домашнему. Много, на любые темы.
– Зритель – понятие собирательное. Я всегда приезжал в подвал (имеется в виду “Табакерка”. – Прим. авт.) на полчаса раньше, чтобы посмотреть, какие зрители сидят в зале. Оказалось, что в основном дети новых русских. Театр на 1/6 части суши носит иные функции и задачи – это душевная потребность. Еще Немирович-Данченко писал: “В театр ходят не бедные и больные, а богатые и здоровые!”. Иногда после просмотра спектакля какая-нибудь женщина воскликнет: “Вы мне – как кусок черного хлеба!”. Зрители – это те, кого мы с вами заслуживаем.
Главная заповедь
Преподавателей академии интересовала методика преподавания театрального мастерства: как сегодня обучаются в знаменитой Московской школе-студии МХАТ – так же, как и 40 лет назад?
– Вы всерьез думаете, что от Рождества Христова люди не поменялись? – шутя переспросил Олег Палыч, отвечая вопросом на вопрос. – Школа-студия МХАТ – это монастырь за высоким забором, благодаря чему она и сохранила свою притязательность.
В качестве доказательства высокой ценности данного учреждения Табаков вспомнил историю, связанную с американской театральной школой Ли Страсберга, куда его звали преподавать на несколько месяцев.
– Я не хвастаюсь, но хочу показать уровень школы. У Страсберга учились Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Мэрилин Монро, Харви Кейтель и менее известные актеры. После его ухода из жизни делами занялась супруга, но буквально через пару лет школа пришла в упадок. Тогда все его ученики взялись за коллективное управление и обратились ко мне, как выпускнику МХАТ.
В работе со студентами главной заповедью должно быть “не навреди”, считает Табаков, главное – “не сломать шею” театральным талантам раньше времени...
– Мне всегда кажется, что учебную программу надо составлять в зависимости от того, какой перед тобой студент.
Это высказывание мэтра вызвало шквал аплодисментов, на что Табаков отреагировал фразой: “Менее всего хочу выглядеть революционером, не люблю этого…”.
Осетрина третьей свежести
На мастер-классе живо обсуждалось качество спектаклей для маленьких зрителей. Табакову, многодетному отцу и просто небезразличному человеку, в мае прошлого года представившему на сцене МХТ им.Чехова знаменитую сказку “Конек-Горбунок”, было что ответить:
– В моем детстве развлечений было крайне мало – только газета “Коммунист” и радио. До сих пор мне стыдно, какие детям показывают спектакли. Эта осетрина не второй и даже не третьей свежести! Наш “Конек-Горбунок” получился дорогим, но он оправдал себя – представляете,
15-метровый кит выдвигается на сцену, лес поднимается и опускается.
Студенты пригласили Табакова на защиту своих дипломных работ и поинтересовались, может ли кто-то из них оказаться на сцене его театров, на что Олег Палыч ответил, что лично разъезжает по городам в поисках талантов и перевозит их в Москву:
– Я вижу человека, вцепляюсь в него всеми конечностями и тащу, тащу. Сереже Безрукову не было и 19 лет, когда он начал играть. Хабенский и Пореченков пришли в театр, когда еще не были адмиралом Колчаком и агентом национальной безопасности, я их пригласил, и они пришлись ко двору!
– Актеры совсем не приспособлены руководить – их надо любить, баловать, наказывать по субботам… Я знал в своей жизни только одного актера, который умел руководить, – это Рональд Рейган. Мы два раза сидели с ним за одним столом (начинает пародировать 40-го президента США).
В думах о “Свадьбе”
В следующем году Табакову исполнится 75. У него есть все: любовь зрителей и авторитет у коллег, но так много еще хочется сделать в театрах!
– Все награды моей страны у меня есть, кроме одной, да и ту, наверное, на следующий год мне дадут, – предположил Олег Павлович. – На самом деле мне не нужны уже никакие награды. Я думаю о повести “Мост короля Людовика Святого” Уайлдера, о “Женитьбе” Гоголя, о “Свадьбе” Чехова…
Один молодой человек из зала всерьез заявил, что не видел и не слышал ни одной работы Табакова, и… попросил Олега Палыча что-нибудь прочесть. Мэтр не разгневался и не растерялся, а чувственно продекламировал стихотворение Давида Самойлова:
Упущенных побед немало,Одержанных побед немного,Но если можно бы сначалаЖизнь эту вымолить у Бога,Хотелось бы, чтоб было сноваУпущенных побед немало,Одержанных побед немного…
Марина ХЕГАЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)