- Да, было дело, - с улыбкой говорит теперь уже бывший сотрудник аэропорта Александр, - остались мы без работы тогда, думали конец нашему предприятию. И длилось это до тех самых пор, пока 2004 году не были налажены рейсы в Астану. К середине 2007 года аэропорт имел пропускную способность порядка 200 пассажиров в час, было налажено регулярное сообщение с Москвой, Алматы и Астаной.
Тогда появилась надежда на то, что над нашим городом в небе опять можно будет увидеть самолеты, а новобрачные как и раньше будут приезжать к нам, чтобы сфотографироваться…
Затем, после долгого ожидания ТУ-134 выполнил свой первый рейс Петропавловск - Москва. Из златоглавой в тот день прилетели первые пассажиры. Встречали их торжественно, с радостью. Тогдашний аким Северо-Казахстанской области Таир Мансуров подписал соглашение с директором ЗАО "РусЛайн" Александром Яковлевым, компания которого и произвела первую перевозку авиапассажиров из российской столицы в Петропавловск. Сотрудничество Северо-Казахстанской области и Москвы произошло при содействии мэра российской столицы Юрия Лужкова.
- И цена на билеты, более 100 долларов в то время не пугала желающих быстро долететь до Москвы,- рассказывает сотрудница Петропавловского аэропорта, - и работа у нас была. И нынешнее решение закрыть нас, действительно как гром среди ясного неба…
Среди ясного или нет, не знаю… Только вот не раз предупреждали руководство аэропорта уже давно, указывая на недоработки и упущения в работе. Да и получку нам постоянно задерживали. Но мы все благополучно пережили. И вот опять…
Но это было тогда, а теперь аэропорт обслуживает Астану и Алматы. И число пассажиров заметно сократилось. По некоторым сведениям, не редкость здесь вылет и с одним пассажиром, не очень весело, правда?
- В прошлом году нас хотели закрыть для самолетов 1 и 2 класса из-за выявленных нарушений в сфере авиационной безопасности, - добавляет еще один сотрудник Петропавловского аэропорта. - Тогда же нам объявили о том, что ограждение летного поля не соответствует установленным стандартам, были и другие замечания. Но тогда все списали на то, что службой безопасности руководил некомпетентный в этом деле человек.
В газете "Северные ведомости" мы нашли следующую информацию по данному вопросу: "По окончании проверки Центральная региональная транспортная прокуратура по ходатайству Северо-Казахстанской транспортной прокуратуры внесла в адрес Министерства транспорта и коммуникаций РК представление об устранении нарушений. Данное представление было рассмотрено в ходе совещания под председательством вице-министра транспортного ведомства А. Бектурова. В итоге Комитету гражданской авиации было поручено запретить выполнение чартерных и международных рейсов, а также полет воздушных судов 2 класса и выше из Петропавловского аэропорта с 28 ноября 2007 года".
Действительно, добравшись до аэропорта и пройдя некоторое расстояние по его периметру, можно заметить перечисленные огрехи. Получается, что на взлетную полосу может проникнуть практически "любой желающий" или заблудившаяся корова, например…
По некоторым данным в то время КПП не были оборудованы даже тревожной сигнализацией, турникетами, средствами связи, а также средствами пожаротушения.
Не существовало и необходимых технических средств для досмотра авиаперсонала при прохождении в контролируемую зону. Отсутствовали и смотровые площадки. Не были созданы необходимые условия и для досмотра транспортных средств.
И это далеко не все нарушения, о которых было известно компетентным в данном вопросе органам. Тогда-то и было оглашено сообщение о том, что Комитет транспортного контроля Минтраскома имеет право закрыть воздушные врата СКО. А так же было сказано, что в том случае, если вышеуказанные нарушения не будут устранены в срок до 1 февраля 2008 года, аэропорт лишится права не только на авиаперевозки, но и вообще закроется.
Еще один сотрудник аэропорта, пожелавший остаться неизвестным, рассказал о том, что руководство предприятия неоднократно получало предписания об устранении выявленных нарушений, а транспортная прокуратура, опираясь на имеющуюся информацию о нарушениях и несоответствие требованиям безопасности полетов, предлагала прекратить работу аэропорта. Но изменений, несмотря ни на что, практически нет. А ведь поговаривают, что владельцами акций аэропорта являются солидным организации и частные учредители. Так почему же они не делают ничего для того, чтобы привести в порядок то, что им доверено?
Когда грянул гром, зашевелился и народ. Уже на этой неделе планируются работы по восстановлению ограждения. Но решит ли это все проблемы? Пожалуй нет…
И как ни прискорбно, но наверное, и клиентов у североказахстанского авиаперевозчика еще поубавится. А то, что здесь до сих пор не произошло беды - просто везение.
И похоже, что несмотря на заверения руководителя аэропорта о том, что работа предприятия будет лишь ограничена, 16 апреля текущего года все вылеты из аэропорта Петропавловска, как и прием воздушных судов на его территории, могут быть прекращены.
Фото с сайта http://www.sko.kz