Об Андрее, Артеме, Олеге и Эдуарде не однажды написано не только в русскоязычной прессе Германии. Их пример не только типичен. Он весьма поучителен. Покинув поселок Черноярск Павлодарской области, братья Фогель немало преуспели на новом для себя месте. Начав с малярных, штукатурных и авторемонтных работ, “казахендойче” переключились на общепит и торговлю подержанными авто. Наладив достаточно надежный конвейер переправки “мерсов”, “бэх” и “опелей” на оставленную 15 лет назад родину.
На сегодня у хватких мужиков есть отменно оборудованная автомастерская, есть складские терминалы в Ульме и Эссене, есть финансовый достаток, уважение окружающих и, главное, ощущение полного врастания в столь непонятные, а то и чуждые поначалу реалии.
Аналогичный путь прошла и Эльза Федоровна, поменявшая Северный Казахстан на Северную Германию. Эта переселенка решилась на крутой поворот в собственной судьбе куда раньше семьи Фогель. Эльза Дитцель подала заявление на иммиграцию на исходе восьмидесятых. Когда в ФРГ стала набирать обороты специальная правительственная программа “Стимулирование накоплений для открытия собственного дела”.
Вот и бывшая швея из районного Дома быта рискнула взять кредит под 2,3 процента годовых в гамбургском Банке развития при федеральном правительстве. И открыла химчистку.
Если судить по нескольким дорогим авто и новому филиалу, сдающему напрокат моющие пылесосы, а также предоставляющему бригады для обновления ковровых покрытий в гамбургских квартирах, дела у семейства Дитцель продвигаются совсем неплохо. И главный “мотор” этого успеха, конечно же, трудолюбие, настойчивость, деловая смекалка... Но есть и еще одна важнейшая составляющая, подтверждающая вечную истину: семена гуще всего прорастают на возделанной почве в хорошую погоду.
Есть в Германии такой интересный фонд. Называется он “Семейные предприятия”. Для бывших обитателей республики, где именно фамильные связи играли и будут играть доминирующую роль, фонд полезен вдвойне. Ведь благодаря усилиям этой организации ежегодно на два, а то и три процента возрастает в продуманно организованной стране количество мастерских, ателье, магазинчиков, кафе и пр., основой которых являются именно родственники. В то время как крупнейшие германские компании, входящие в биржевой индекс DAX, все чаще и все активнее вынуждены сокращать свой персонал.
По мнению экспертов – и опыт фрау Дитцель это только подтверждает, “...хотя в семейном бизнесе даже во времена благоприятной экономической конъюнктуры норма прибыли ниже по сравнению с крупными концернами”, зато там успели перед кризисом создать собственный резервный фонд. Заметно укрепив тем самым свою устойчивость.
Важным доказательством благоприятного климата для мелких бизнесменов в ФРГ является и тот факт, что за последние десятилетия условия налогообложения и кредитования у немцев почти не поменялись. Какие бы экономические катаклизмы ни бушевали, новички для своего частного бизнеса как раньше, так и теперь берут каждый год кредитов у государства до пятидесяти миллиардов евро!
Объем инвестиций в “мелкую” сферу экономики превышает половину всех финансовых вложений, осуществляемых в этом самом экономически сильном государстве ЕС. Что и дает свою отдачу: на малых семейных предприятиях (МСП) работают сотни тысяч таких, как “казахендойче” Фогель или Дитцель. Если точнее, семеро из каждых десяти трудоспособных граждан ФРГ нашли свое призвание именно в малом бизнесе.
Этот афоризм из лексикона менеджеров современной германской экономики справедлив уже потому, что внутренний валовой продукт страны почти наполовину состоит из произведенного небольшими и средними предприятиями. Их более шестисот тысяч с численным составом 20 миллионов человек. 40 процентов всех налоговых поступлений в казну социально ориентированного государства выплачены не только коренными ремесленниками, но и “понаехавшими” Андреями, Эдуардами, Артемами, Эльзами...
Именно их далеко не гигантские предприятия, передаваемые по наследству из поколения в поколение (зачастую пять-шесть веков подряд), являются надежными партнерами в 97 видах производственной деятельности, экспортируемой за рубеж. В том числе и в Казахстан.
Каждый пятый товар или услуга, поставляемые из ФРГ в сотни стран мира, исходит из малых предприятий. Для них по существующим немецким законам установлена следующая верхняя планка: нанимать можно не более девяти работников, не связанных родственными узами с учредителями фирмы. Все остальные – члены семьи.
Еще более компактными формами бизнеса у немцев остаются не первый год так называмые Ich bin AG – „Я-предприятие“. Бизнесменами-“единоличниками“ считаются в Германии представители „свободных профессий“: медработники, юристы, консультанты, аудиторы и т. п.
Их по стране насчитывается около 700 тысяч человек. Плюс два миллиона подсобного персонала, нанимаемого для обслуживания „Я-предприятий“.
По своей же экономической отдаче Ich bin AG уступают только ремесленникам и торговцам.
Особое место, не имеющее аналогов на планете, занимают у немцев супергигантские фамильные концерны с миллиардными и более ежегодными оборотами.
Есть даже специальный список “500 ведущих семейных предприятий Германии”.
Всего же в сфере германской экономики гигантские и крошечные фамильные предприятия, куда, повторюсь, чаще всего и устремляются деловитые “казахендойче”, отвоевали до четверти рынка и примерно столько же – в сфере услуг.
Собственный корреспондент “Каравана” в странах ЕС, Гамбург – Дюссельдорф