Священный долг женщины

Ее парадный пиджак украшают медали: “За оборону Сталинграда”, “За боевые заслуги”, “За отвагу” и другие. За каждой из них – своя фронтовая история. Еще у нее неброский маникюр и стрижка, в свои 89 лет общественница Софья Аркадьевна не сидит дома. 26-й год она председатель объединенного совета ветеранов Сталинградской битвы, четверть века – член совета ветеранов Алматы.

Родилась она в Сибири, на фронт попала в 18 лет, экстерном окончив школу. Ушла бы и раньше, но в военкомате несовершеннолетнюю девчонку не пустили. Наконец после краткой военной подготовки их, целый девичий эшелон, отправили на войну. Румянцева попала в войска противовоздушной обороны:

Ехали на фронт в товарных вагонах. Привезли нас в самое пекло, на Юго-Западный фронт, он только образовался. Цель его была – освободить Харьков как стратегический центр, занятый фашистами. Верховный главнокомандующий Сталин вначале не соглашался открывать фронт, считал, что у нас силы слабы, – и был прав. Укрепить Юго-Западный фронт должны были дивизии из союзных республик, в том числе из Казахской ССР. Но это не удалось. Пришлось отступать, сдавать города. Часть войск пошла на юго-запад, в том числе алма-атинская 38-я Стрелковая дивизия, а наше подразделение – в Сталинград. Только на подступах к городу нам выдали мужское обмундирование – обувь была 42-го размера, а я носила 36,5, гимнастерки – полинявшие. Но вскоре мы получили нормальную форму.

В Сталинградской битве, с момента окончания которой исполнилось 70 лет в этом году, Румянцева получила ранение. О нем напоминает шрам на щеке:

Мы приехали в первых числах августа, а немцы прорвали коридор в Сталинград в середине сентября 1942 года, и начались уличные бои. Нашу дивизию разместили в  центре города, в самом пекле, недалеко от расположения немецкого военачальника Паулюса.

Выжив в сталинградской бойне, Софья Аркадьевна в 1945-м встретила Победу:

Мир уже праздновал, а наш 9-й Краснознаменный Сталинградский корпус ПВО стоял в Чехословакии. Только когда наши войска вместе с местными партизанскими отрядами выбили фашистов из лесов, к нам столько людей прибежало – и чехи, и словаки. Поднимали нас на руках, качали, это было 11 мая. Мы стреляем вверх из автоматов Калашникова, а не из тех винтовок со штыком, которые выдали, когда мы пришли в Сталинград. Мы верили в Победу с первого дня, мы были патриотами своей Родины. Патриотизм – это не просто любовь к Родине, это когда каждый осознает, что без него победы не будет.

После войны Софья Румянцева окончила Московский институт культуры, руководила различными коллективами народного творчества. В Алма-Ату ее пригласили на должность директора Дворца культуры АДК, и здесь она уже живет более 45 лет.