Подписанный казахстанским президентом Нурсултаном Назарбаевым 2 апреля Закон "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" даст возможность судебным исполнителям законодательно ограничить должников в правах. В частности, лишить должников, не выполняющих судебные решения, заграничных поездок.
Должник на самом деле может стать невыездным. Это возвращение к советской практике, когда людей наказывали за убеждения. Различие лишь в том, что тогда запрет распространялся на политически неблагонадежных лиц, сейчас же основным критерием становится нежелание платить по счетам.
Еще одно отличие в том, что в советские времена запрет обеспечивал всемогущий Комитет государственной безопасности, теперь - судебные исполнители.
Третье отличие можно сформулировать так: тогда люди жили при диктатуре, сейчас - в относительно демократической среде. Четвертое немаловажное обстоятельство заключается в том, что наряду с государственными судоисполнителями с начала октября текущего года на исполнении решений судов можно будет делать бизнес.
Сам закон в старой редакции был принят еще в конце 90-х годов и с тех самых пор оставался практически неизменным. За 20 с лишним лет его функционирования в казахстанском обществе произошли большие перемены, которые не учитывались в законе. Старт переменам в законодательстве дал Назарбаев, на 5-м съезде судей заявивший о необходимости резко повысить уровень исполнения принятых судами решений.
Кризис, взявший свое начало еще в 2007 году и достигший дна в 2009 году спровоцировал большую проблему: рост неплатежей. Компании перестали исполнять свои обязательства не только по отношению друг к другу, но и по отношению к физическим лицам. В свою очередь, физические лица также не спешили платить по счетам.
Возможные последствия
О масштабе неплатежей свидетельствуют факты. К примеру, только население Южного Казахстана задолжало коммерческим банкам более 10 миллиардов тенге. Вопрос глобальной хронической задолженности имеет ряд специфических последствий.
Неисполнение судебных решений резко снижает эффективность государственной машины. По последним данным, в Казахстане исполняется 75 процентов судебных решений. Это означает, что по каждому четвертому решению ничего ровным счетом не делается.
В развитых странах мира, где судебная система эффективна, подобная ситуация возникнуть не может. Судебные решения там исполняются на 100 процентов. Почему? Просто потому, что по-иному общество, считающее себя правовым, функционировать не может и не должно.
А так как в Казахстане четверть решений не исполняется, значит, вполне допустим другой вариант решения проблемы. Например, активное использование внесудебных инструментов и процедур. Если говорить проще, вместо государственной машины к работе привлекаются обычные вышибалы или коллекторские компании, способы и формы работы которых вызывают массу вопросов. Но кредитор, желающий получить долг, эти вопросы не задает: ему нужен результат и больше ничего.
Тревога властей, когда о проблеме говорит первый человек государства, вполне понятна. У них нет иного выхода, как смазать шарниры судебной власти, и требовать от нее большей эффективности. В противном случае, доля неисполненных решений будет расти, а место законов будут постепенно занимать полукриминальные, а зачастую просто криминальные элементы. В перспективе общество может скатиться к жизни "по понятиям".
Альтернатива налицо
Свято место пусто не бывает. То же самое происходит и в сфере исполнения судебных решений. Если государство не сможет заполнить образовавшийся вакуум, то по законам рынка это сделают так называемые "паханы".
Мы уже становимся свидетелями внесудебных разборок на самых разных уровнях. Так, например, за долг в 1 тысячу долларов США человека вполне могут выкрасть, избивать, держать в укромном месте, а родственникам выставить двойной тариф - 2 тысячи долларов.
В условиях, когда судебная власть дает слабинку, на этом месте может образоваться очаг раковой опухоли. Не стоит забывать, что рак дает метастазы, которые расползаются по телу довольно быстро. Сегодня исполняемость судебных решений составляет 75 процентов, в которые кроме самого Министерства юстиции, наверное, мало кто верит, завтра 50, потом - 25. Со временем тенденция будет прогрессировать. Судите сами.
Чтобы добиться справедливости через суды необходимо написать заявление. Потом ждать месяцами, когда суд по делу начнется и вынесет свой вердикт. До самого вердикта человек несет не только материальные расходы, но и теряет большой объем нервных клеток.
Но основная эпопея начинается после того, как суд вынесет свое решение. Поэтому кредиторы, получив на руки копию судебного вердикта о взыскании задолженности, очень серьезны и сосредоточены. Ведь сама процедура взыскания сложная и запутанная, а если к этому присовокупить не всегда сильную профессиональную компетенцию судей, то морщить лоб есть от чего.
С одной стороны, сами судьи не могут достаточно компетентно и внятно прописать в решении процедуру взыскания. Они тоже мало в чем виноваты. Старые опытные советские кадры судейского корпуса безнадежно отстали от жизни, им очень сложно выйти на новый уровень понимания. С другой стороны, те, кто заканчивал вуз после развала СССР, испорчены донельзя. Юридические факультеты они заканчивали в период, когда уровень преподавания резко упал, а преподаватели принимали зачеты и экзамены исключительно за деньги. Поэтому нынешние адвокаты, прокуроры и судьи держат в уме следующую арифметику: надо вернуть потраченные на учебу и получение диплома деньги, а затем получить маржу. А так как границ жадности не наблюдается, то и границы коррупции давно потеряли свои четкие очертания.
Любой судья, прокурор или адвокат думает не о том, чтобы качественно сделать работу, а о сумме денег, которую он может получить. Причем, как получить, его вообще не волнует. Отсюда и неподдающиеся логике и доказательной базе судебные решения, и отсутствие профессиональной компетенции. Но и среди них встречаются исключения. Хотя этих "исключений" для эффективного функционирования судебной власти явно недостаточно.
В не лучшем положении находятся и судоисполнители. Они тоже "учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". И потому месяцами исполняют судебные решения. Тому в немалой степени способствует их высокая загруженность. Так, на сегодняшний день, алматинские судоисполнители должны исполнить около 1 тысячи судебных актов. Если объем нагрузки разделить на 365 дней в году, то получается менее двух дней на каждое судебное решение. И это еще без учета выходных дней и праздников, когда жизнь в Казахстане практически замирает.
Поэтому у судоисполнителя два варианта действий. Первый: в пух и прах раскритиковать судебное решение, в котором не прописан механизм его исполнения, и отложить акт до лучших времен (или судья проработает механизм, что маловероятно). Второй, из-за высокой загруженности положить дело в долгий ящик.
Причем, сроки исполнения решений судов еще более затягиваются также по следующей причине - у судоисполнителей есть свои приоритеты. Возьмем, к примеру, судебные решения по искам экологических и других государственных органов в отношении нефтяных компаний и недропользователей. Такие дела идут без всякой очереди, и процедуры по ним укороченные.
Во-первых, при поддержке госорганов и их активном лоббировании взыскать долги проще. Во-вторых, с богатыми нефтяными компаниями и недропользователями иметь дело одно удовольствие: тем проще заплатить штраф, чем ввязываться в многомесячные судебные тяжбы.
Когда кредитор обращается с просьбой взыскать задолженность к криминальным структурам, он избавляется от всех вышеперечисленных процедур. Заявлений не нужно, главное доказать сам факт займа. Конечно, риск потерять все увеличивается в геометрической прогрессии (иногда в дело могут вмешаться силовики), но и шансы получить долг резко увеличиваются.
Продолжение следует