Свое дело: Строим бизнес с нуля

Как открыть свое дело? Сколько это стоит? На чем можно сэкономить время и деньги?

По заданию редакции “Каравана” я испытала все прелести открытия ИП на себе. И расскажу обо всем, с чем столкнется любой новичок и о чем умалчивают бизнес-консультанты.

ИП – не так страшно, как малюют

В жизни, наверное, у каждого из нас наступает момент, когда он решает, что пришло время работать на себя. Вот и среди моих подруг началась настоящая “эпидемия” – все разом решили открыть свое дело.

Сначала позвонила Танька – решила поставить в одном из вузов копировальный аппарат. Потом Галия – мастерица по выпечке тортов, подумала, что вполне сможет зарабатывать на своем мастерстве, не все же родственникам за спасибо застолья оформлять!

И вот с этими мыслями собрались мы за кухонным столом. Лица серьезные, а в голове – полная растерянность. Идеи-то есть – они на бумагах в цифрах изложены, но вот как это все законно оформить? А мы с самого начала решаем: чтобы взяток не платить, будем работать строго по закону!

Правда, ни одна из нас с бухгалтерией не знакома, а слово “налоговая” вызывает дрожь в коленках.

– Ой, я слышала, что ИП открыть легко, а закрыть почти невозможно, – начала Танька.

– Да, и еще сосед по площадке сказал, что долги наделаешь – потом даже могут квартиру забрать! – поддержала упаднические настроения Галия. – И этот кассовый аппарат – такая волокита! Штрафы, говорят, страшные платить надо, если хотя бы одну запятую неправильно напишешь! Блин! Я умудряюсь даже расческу в голове оставить, когда тороплюсь на свидание, какой из меня предприниматель?

В тот вечер мы пили чай и рассказывали друг другу страшные истории. Можно было закончить на этом. Отложить наши бумажки с расчетами в сторону и вернуться к привычным делам. Но мы, основательно напугав друг друга, решили рискнуть. Очень хотелось перемен в жизни.

Помощь – тоже бизнес

С самого начала мы выяснили: вокруг полно бизнес-консультантов, которые помогают начинающим предпринимателям. Они могут одинаково легко как развеять страхи, так и нагнать жути. Понятно почему: это же не просто добрые ангелы, оказывающие помощь, они в первую очередь зарабатывают на тебе деньги – это бизнес.

Поэтому, когда вам задушевно обещают помочь разобраться в одно мгновение с самыми пугающими вас вещами, не стоит доверчиво развешивать уши. И помните, бизнес-консультанты расскажут вам очень многое, но не все. Поэтому не мешает взять самому в руки Налоговый кодекс, почитать разделы, касающиеся ИП. Это не высшая математика, разберетесь!

Например, Танька для себя быстро уяснила, что ИП – это вовсе не кабала на всю жизнь. Не пошел бизнес – можно приостановить его на время, написав заявление. Да и закрыть тоже возможно, только настрой нужно держать на то, что делать это не придется!

Галия тоже узнала, что, действительно, владелец ИП отвечает своим имуществом, но при четком ведении бизнеса этих проблем попросту не возникнет.

А по кассовым аппаратам – тоже ничего сложного нет. Главное, начать что-то делать, учиться, осваивать!

Можно, конечно, начать свой бизнес с того, что кто-то за тебя за отдельную плату решит первые же возникающие задачи. Мы же решили все делать самостоятельно. От услуг бизнес-помощников отказались. Потратили время, зато сэкономили деньги, и – что гораздо важнее! – приобрели опыт.

Открываем ИП и экономим 100 баксов

В среднем по городу Алматы услуги по открытию ИП обходятся в 20–25 тысяч тенге. За эти деньги вам сделают свидетельство индивидуального предпринимателя и печать. При этом бизнес-помощники обещают избавить вас от долгого стояния в очередях и бумажной волокиты.

Как правило, у рядового гражданина налоговая ассоциируется именно с длиннющими очередями. Поэтому психологическая атака срабатывает, и человек предпочитает отдать деньги и спокойненько ждать результата. Мы же отправились прямиком в налоговую.

К огромному удивлению, очередей там не оказалось. Часть услуг уже давно стала электронной, те же налоговые отчетности в бумажном виде сдают лишь единицы.

Находим справочную и спрашиваем, как открыть ИП. На руки нам выдают памятку, в которой перечислены копии документов, которые необходимо сдать, и даже указано, где нужно купить папку.

Мы, как настоящие предпринимательницы, начинаем считать расходы.

Итак: ксерокопии РНН, удостоверения личности, домовой книги – 45 тенге. В кассу банка, которая расположена тут же, в налоговой, оплачиваем 2 МРП за открытие ИП – 2826 (1 МРП – 1413 тенге ) тенге, получаем квитанцию. Все это складываем в папку, которая стоит 30 тенге. Опять подходим к справочной, и нас направляют в нужное окно. Там инспектор выдает бланки для заполнения. В них указываем адрес, данные РНН, удостоверения личности, выбираем вид деятельности. На столиках для заполнения бланков есть образцы, но если вы совсем уж не в состоянии разобраться или лень утруждать себя, есть помощники – за небольшую плату вам правильно заполнят все графы.

Но мы все делаем сами.

Смотрим на часы – вся процедура в налоговой заняла не больше часа. Инспектор, который принял бланки и папку, сообщил, что свидетельство будет готово через три дня (к слову, мы получили заветный документ точно в указанный срок).

Тут же, в налоговой, заказали печать – самые обычные, 40 миллиметров, стоят 5000 – 5500 тенге. Изготавливают их всего за три часа!

В итоге мы провели в налоговой не более пяти часов и заплатили в среднем около 8 тысяч тенге. Получается, сэкономили на бизнес-помощниках почти 100 долларов!

Как выбрать налоговый режим

Выдавая свидетельство индивидуального предпринимателя, инспектор посоветовал не терять времени и выбирать налоговый режим. На это дается, согласно закону, всего 10 рабочих дней.

Какой режим более удобен и выгоден, сказать однозначно сложно. У каждого вида бизнеса свои нюансы. Поэтому мы снова собрались за кухонным столом, на этот раз с калькуляторами и Налоговым кодексом. Галия решила сразу, что работать будет по патенту. Работников у нее нет, сама себе и директор, и подчиненный, обороты небольшие.

Дилемма возникла у Таньки – что же выбрать: упрощенный режим или общеустановленный? У нее будет один наемный работник, можно выбрать и первый вариант, и второй. Поэтому в данной ситуации задачу можно было решить, только сделав конкретные расчеты. По упрощенному режиму она должна будет платить 3 процента с оборота. А по общеустановленному – 20 процентов, но уже только с прибыли. Зато вычитаются все расходы.

– У меня аренда большая, значит, удобнее именно с дохода платить! – заключила в результате она после всех расчетов.

Ну а я выбрала себе упрощенку. Расходы у меня будут небольшие. Еще одну задачку решили. Теперь пора ставить кассовый аппарат.

Кто на кассе?

Постановка кассового аппарата на учет – это отдельная услуга, и ее тоже предлагают бизнес-помощники. В среднем по городу стоимость кассового аппарата с обучением – 25–35 тысяч тенге, плюс отдельно предлагают услуги по постановке на учет – еще 5 тысяч тенге.

И здесь нам снова удалось сэкономить, сделав все самостоятельно. Ничего сложного, как выяснилось, в этом нет. Мы отправились в налоговую по месту заключения договора с арендатором площади, где будет осуществляться деятельность. Предъявили свидетельство индивидуального предпринимателя. Нам выдали бланки для заполнения. Это заняло минут пятнадцать. После этого отправились покупать кассовый аппарат, далеко ходить не пришлось.

Рядом с налоговыми всегда существуют магазинчики, где они продаются. Приятно удивили цены. Мы приобрели модель кассового аппарата, которая очень популярна среди предпринимателей, за 20 тысяч тенге. Тут же нам выписали талон на бесплатное (!) обучение в течение месяца на двух человек! И продавец сама заполнила необходимые сопроводительные документы по кассовому аппарату. Их мы отнесли в налоговую с копиями договора аренды, удостоверения личности и РНН. Вот и все!

А что дальше?

Вот так, неожиданно быстро, мы с подругами стали бизнес-леди.

Радостно и немножко страшно – как-то все слишком легко у нас пошло. А что будет дальше?

Об этом – в следующих номерах!

Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)