Но, если честно, мне при всем желании не удалось понять позицию некоторых общественных объединений, организовавших кампанию, направленную против добровольно-принудительной подписки бюджетников на некоторые государственные издания.
Их методы борьбы, прямо скажем, кажутся не совсем действенными, а аргументы - не всегда обоснованными. Потому, вероятно, результат получается соответствующим: как получилось, так и вышло.
Других выводов от участия в беседе с представителями неправительственных общественных объединений, которая состоялась в офисе Жамбылского областного центра поддержки демократии, сделать не получается, при всем моем искреннем желании поддержать решительно настроенных энпэошников.
Впрочем, отрицать наличие проблемы тоже нельзя. О том, что бедных бюджетников - учителей, врачей, преподавателей ссузов и вузов, госслужащих - в добровольно-принудительном порядке обязывают подписываться на госиздания, известно всем.
Я сама, будучи сотрудником редакции государственной газеты, в том же порядке "подписывалась" на "Казахстанскую правду" и областную газету "Знамя труда". Бухгалтерия регулярно выдавала мне квитанции на подписанные издания, а газеты я получала непосредственно на рабочем месте. Лично для меня это было удобно, так как находится в курсе республиканских и областных новостей я и сегодня должна постоянно.
На текущий период в Жамбылской области издается порядка 56 газет и журналов. Читатели однако могут назвать лишь несколько из них: областные газеты "Знамя труда" и "Ак жол", городскую газету "Жамбыл-Тараз", выходящую в двух языковых вариантах. Популярны среди горожан негосударственные газеты "Магнолия" и "Новый Регион". Некоторые могут вспомнить газеты "Южный экспресс", "АрСтан", "Ар-Ай", "Талапкер", "ТаразTimse", "Бизнес и новости".
Нет смысла приводить названия газет, выходящих в каждом районе. Но вот о существовании остальных изданий знают лишь те, кто имеет к ним непосредственное отношение, то есть является редактором или корреспондентом. Кто спорит, что подобные корпоративные газеты тоже имеют право на существование? Но они также "впариваются" сотрудникам организаций в добровольно-принудительном порядке, хотя должны иметь спрос с учетом своей узкой специализации. Скажем, сотрудники учреждения или компании должны находиться в курсе всех профессиональных и внутрикорпоративных новостей.
Помнится, в советское время на всех крупных промышленных предприятиях имелись рабочие редакции, выпускающие газеты под нехитрыми названиями "Кожевенник", "Химик" и так далее. Стоимость подписки на них была столь незначительна, что на размер заработной платы рабочих никак не влияла, а потому и протестов против добровольно-принудительной подписки не звучало. Сама же газета всегда находила применение у представителей рабочего класса. Пусть и не всегда по прямому назначению. Кстати, ныне основной журналистский костяк областной и городской газет составляют бывшие рабкоры.
Современное медиа-пространство значительно отличается своим разнообразием по сравнению с периодом тридцатилетней давности. Газеты и журналы вынуждены существовать в условиях жесткой конкурентной борьбы за читателя. И здесь, естественно, государственные издания находятся в более выгодном положении по сравнению с частными газетами, которым приходится заявлять о себе ярко и не ошибаться в поиске своего почитателя.
Вот тут и становится понятно, что кампания против принудительной подписки направлена на то, чтобы поставить все газеты и журналы, независимо от формы собственности, в равное положение. Дабы читатель сам выбирал, что читать, откуда узнавать новости, на какие газеты подписываться, если на то возникла необходимость.
Тогда возникает вопрос: "Если все так просто, зачем нужно огульно хаять все государственные газеты?"
Автору, не один год трудившемуся в частных негосударственных газетах и два года - в печатном органе горакимата, легко определить грань между "интересно - неинтересно". На протяжении десятка лет изучая местный издательский рынок, я уже давно поняла, что у каждой газеты имеется свой потребитель.
И здесь в вопросе исследования читательского спроса во время проведения кампании против принудительной подписки выясняется, что в том небольшом количестве газет, которые выходят в области первые три места занимают газеты "Магнолия", "Новый Регион" и "Жамбыл-Тараз". Первые издания находятся в частной собственности, последняя - в государственной. Почему, спрашивается государственная газета столь популярна у читателей? Да потому что тоже вынуждена конкурировать на информационном пространстве, дабы обеспечить свои потребности в виде содержания штата и затрат на типографские услуги плюс аренда помещения. И все понимают: несмотря на то, что она является печатным органом местной исполнительной власти, газета, вернее, ее сотрудники, находят способ освещать городские новости интересно, сочным и ярким языком.
Тогда почему некоторые бюджетники выступают против подписки и на эту газету? Здесь вопрос упирается в способы доставки - получать газету необходимо либо на почте, либо в редакции. По адресам сегодня почтальоны не ходят, даже письма приходится самим ходить получать после звонка из почтового отделения. Вот и не хочется многим выбрасывать деньги, понимая, что не все номера газеты могут дойти до адреса.
А вот то, что газета неинтересная, почти никто из респондентов не сказал. Хотя именно "Жамбыл-Тараз" возглавляет список изданий, на которые ведется подписка в добровольно-принудительном порядке.
Затем идут газеты "Казахстанская правда", "Знамя труда", "Егемен Казахстан", "Тараз", "Мысль", "Жас алаш", "Ана тили", "Ашык сабак", "Учительская" и так далее. Далее опрашиваемые назвали "всякие газеты и журналы, не относящиеся к работе" и книги местных авторов. В итоге подписка на полгода обходится бюджетнику в 4-5 тысяч тенге, на год - 10 тысяч тенге. Сумма очень даже ощутимая, особенно для сельчанина, чья заработная плата заметно отличается от его городского собрата.
О том, что подписка ведется по разнарядке, секретом не является. Вопрос этот часто стоит в повестке дня заседаний акиматов и государственных учреждений. Моим коллегам однажды принесли такую разнарядку преподаватели одной из городских школ. Причем с их слов следовало, что если учитель отказывается подписываться на газету или журнал, то незамедлительно шла ответная реакция со стороны администрации школы, зачастую самая негативная.
Год назад меня в добровольно-принудительном порядке включили в состав информационно-пропагандисткой группы по разъяснению тезисов послания президента на местах. Одним из вопросов членов рабочих коллективов также был: "Когда прекратится практика "впаривания" ненужных газет?"
Я посоветовала членам рабочих коллективов воспользоваться конституционным правом на свободу получения информации и если на то пошло, отказаться подписываться на неинтересное издание. И думается, что если бы все бюджетники дружно заявили об этом самом праве, то сегодня отпала бы нужда в организации кампании против принудительной подписки на газеты и журналы, проводимой на грантовые средства.
Пока же все "за" и "против" звучат не слишком убедительно. Хотя я, как и многие граждане страны "За!" свободу выбора способов получения информации. Я читаю практически все республиканские, областные и городские газеты. Мне неинтересны издания, содержащие в себе только анекдоты, сканворды и программу телевидения.
Я за равное положение всех газет и журналов на информационном пространстве и считаю, что у читателя должно быть право выбора. Только в таком случае возможен качественный рост профессионального уровня местных газет.
И конечно, чтобы изменить ситуацию в корне, нужно задуматься об уровне идеологии, который пока не достигает необходимой планки.
В этой связи сам собой напрашивается вопрос: если государственным и корпоративным изданиям так выгодна принудительная подписка, почему нельзя приобрести ту же "Казахстанскую правду" в свободной рознице? Ведь реализаторы категорически отказываются брать ее в типографии под предлогом, что газета, мол, неинтересная, никто ее покупать не будет. Между тем, горожане с трудом могут приобрести хотя бы один номер этой газеты. Интересно, что ждет "Казправду" в случае отмены принудиловки?
А пока ответ заместителя акима города Тараза Кулимхан Тогузбаевой на обращение представителей неправительственных организаций по поводу способов проведения подписной кампании в бюджетных организациях: "На данный момент подписка на 1 полугодие 2008 года в государственных бюджетных и иных учреждениях ведется добровольно по личной инициативе сотрудников городских организаций".
Иной реакции и ожидать не следовало. Как не следует удивляться факту, что при подготовке публичных слушаний члены ОО "Таразский инциативный центр" и ОО "Отандостар" арендовали актовый зал Таразского государственного университета, но накануне мероприятия администрация вуза в предоставлении зала отказала.
Кроме того, все приглашенные на публичные слушания представители официальных органов данное мероприятие решили проигнорировать. Так как вопросы задавать было некому, жители города разошлись. В итоге произошла беседа общественников с журналистами. И выводы получились неутешительные. Проблема осталась открытой, поэтому участники беседы решили, что необходимо сделать еще одну попытку услышать мнение горожан и представителей официальных органов в отношении подписки. То есть все-таки организовать еще одни публичные слушания.
Лишь когда будут озвучены все аргументы "за" и "против", причем, объективные и обоснованные, можно будет смело утверждать, что мы живем в демократическом обществе.
Тогда отпадет необходимость закрывать глаза газетам, каждая из которых имеет полное право на существование.
Фото автора