В 2023 году общественница активно занималась продвижением запрета вейпов и ароматизаторов, как член общественного совета министерства здравоохранения. В ответ Светлана Романовская выразила негодование ввиду того, что рассматривался запрет только на вейпы и альтернативные продукты для курения, а не на традиционные сигареты и табачную продукцию в целом. Руководитель Национальной лиги обратилась к правительству РК с запросом, где обозначила ряд вопросов, касающихся инициативы запрета, при этом опиралась на обращения потребителей, направленные в общественное объединение. После этого антитабачница Джамиля Садыкова подала иск о клевете в судебные инстанции.
«Я была очень удивлена, когда получила судебный иск, что якобы данным обращением я оклеветала и нанесла оскорбление Садыковой. Я вынуждена была защищаться. Я высказывала свою точку зрения, определенную позицию. Сама Садыкова не раз на своей странице в Фейсбуке, а также в интервью в СМИ голословно обвиняла меня. Но когда я получила от нее иск, то ответила тем же, четко разъяснив позицию и вопросы казахстанских потребителей», - рассказала в ходе пресс-конференции Светлана Романовская.
По ее словам, неясным осталось и то, как письмо, адресованное в канцелярию премьер-министра РК и отписанное в Министерство здравоохранения, попало к Садыковой. Руководитель Национальной лиги не исключает, что у Садыковой есть какие-то привилегии в министерстве. Она также считает целесообразным проверить источники финансирования Джамили Садыковой.
«Был такой факт, когда мы участвовали в одной из рабочих групп, где обсуждали альтернативные способы курения. Вы знаете, что их сейчас много в Казахстане, а в мире еще больше. И нас отключили, не стали слушать. При этом оставили Джамилю Садыкову. Мы возмутились, пытались из-за всех сил подключиться. Наша позиция – не запретить, потому что запреты не работают, а зарегулировать, чтобы подросткам ничего не продавали. Каждую партию проверять на безопасность, сделать акцизы. У нас же эпидемия. Вы посмотрите, ВОЗ и различные госорганы тратят огромные деньги на борьбу с курением, но как потребляли, так и потребляют. Особенно если мы говорим об аулах и отдалённых от города регионах. Если бороться, то надо со всем бороться, а не только с альтернативами. Я не за то, чтобы все это пускать на самотек. Кальяны запретили еще около 5 лет назад, однако во многих ресторанах кальяны до сих пор есть. Мы не знаем, что покупает наша молодежь, видим это безобразие», - сообщила она.
Суд №2 Алмалинского района Алматы окончательно отказал Садыковой в удовлетворении иска о клевете и постановил выплатить компенсацию Романовской в размере 600 000 тенге в счет судебных издержек.
«Суд РК в различных инстанциях поддержал меня. Считаю, это яркий пример рационального и качественного рассмотрения надуманных исковых дел от людей, которые злоупотребляют системой и думают, что могут таким образом психологически надавить на тех, кто задает справедливые, хотя и неприятные вопросы», - прокомментировала итоги судебной тяжбы глава Национальной лиги потребителей.
Адвокат РОО «НЛП» Мирфаик Алиев, в свою очередь, заявил, что таких случаев в его юридической практике много, когда люди руководствуются эмоциональными порывами, публично высказывают ничем не подкрепленные обвинения, которые ведут к судебным искам и, как результат, к моральной и материальной компенсации пострадавшей стороне, что и произошло в случае с Джамилей Садыковой.
Светлана Романовская считает, что вопрос с регулированием вейпов и других альтернативных продуктов курения остался открытым.
«Все из того, что курится, наносит вред здоровью. В вейпах содержится разное количество никотина, и его употребляют взрослые и подростки. Это нелицензированный вид деятельности, их могут продавать где угодно, в том числе через Интернет. Я считаю, что это должен быть регулируемый, лицензированный вид деятельности. Этот рынок, на мой взгляд, не совсем легальный, мы даже знаем, где это продается, и говорили об этом госорганам. Кыргызстан рядом, они строят завод, есть Интернет, через который можно продавать. Казахстан входит в десятку стран по распространению наркотиков. В ресторанах продают кальяны, им проще заплатить штраф в 50 тысяч тенге и дальше продавать. Разве мы решим проблему запретами?» - задала вопрос Светлана Романовская.