Свет в темноте

В первое воскресенье нового, 2009 года, 4 января, миллионы людей по всему миру, я уверен, поднимут еще один тост. За человека, прожившего короткую и не очень счастливую жизнь. Но все свои сорок три года он отдал служению людям - самым обделенным, самым беззащитным… И сделал для этого больше, чем иные нобелевские лауреаты.
4 января исполняется ровно 200 лет со дня рождения Луи Брайля - изобретателя точечного алфавита для слепых. Он дал людям свет надежды в окружающей их тьме. Шрифтом Брайля и по сию пору успешно пользуются незрячие люди во всем мире. В том числе - и в Казахстане.
У Жанаркуль Байпаковой, цветущей сорокапятилетней женщины еще недавно была счастливая жизнь. Любящий муж - бизнесмен окружал ее любовью и заботой, дом - полная чаша и двое любимых детей, интересная работа, друзья - вот что составляло фундамент ее существования, наполненного ровным светом уверенности в завтрашнем дне.
Но все изменилось в один несчастный день, несколько лет назад. Под колесами дорожного "лихача" погиб ее сын - пятиклассник. Это был удар такой силы, что вся жизнь пошла трещинами. От сильнейшего стресса женщина слегла и, что самое страшное - начала катастрофически терять зрение. Внезапно у нее обнаружился диабет, толчок к развитию которого, по мнению врачей, дало также перенесенное нервное потрясение. Многочисленные врачебные консилиумы принесли неутешительный диагноз: у Жанаркуль обнаружилось истощение зрительного нерва, и не прошло и полугода, как она окончательно ослепла…
- Конечно, единственным чувством, которое владело мной в первое время, было отчаяние, - рассказывает Жанаркуль. - Мне хотелось умереть, я даже задумывалась о самоубийстве. Но, слава Богу, меня в это время поддержала семья - муж, старшая дочь, мои друзья… Я приняла свою судьбу. Но надо было учиться жить заново…
Судьба этой женщины - далеко не исключение в нашей повседневной жизни. Председатель Алматинского филиала Казахского общества слепых Махмут Бабаев может рассказать десятки таких трагических историй. Вот только на днях в общество приняли еще двух человек - пятидесятилетнего мужчину и сорокалетнюю женщину. Он ослеп после бытовой травмы: ремонтировал дом, упал с крыши, ударился головой… Началось отслоение сетчатки. Она ослепла после банального гриппа, который дал осложнение на глаза. Поражает во всем этом то, как бездушно судьба выискивает свою жертву, как непредсказуема страшная лотерея несчастий - сегодня ты был здоров и счастлив, и вдруг - полная тьма!
Остается надеяться только на то, что у тебя хватит силы воли справиться с отчаянием, и что ты как-то сможешь приспособиться к своему новому, трагическому положению.
Сегодня в Казахстане более двадцати тысяч инвалидов по зрению. В одном Алматинском филиале общества слепых их сегодня более тысячи шестисот человек. И каждому пришлось по-новому открывать для себя мир, наполненный темнотой, учиться жить в новых условиях, которые неизбежно ограничивают невидящего человека. Говорят, что девяносто процентов информации человек получает за счет зрения. Значит, у слепых остается всего десять процентов от обычной жизни. И надо обходиться этими возможностями.
- Здесь важно, чтобы человек на "сломался", не опустился, не махнул на себя рукой, - считает Махмут Бабаев. - Надо проявлять стойкость и волю, стараться доказать, что и слепой человек может быть активным и полезным членом общества. А для этого нужно максимально использовать те невеликие возможности, которые у тебя остались.
Махмут Даутович знает, что говорит. Сам потерявший зрение в юности, он сумел закончить потом два института, работал затем на производстве, причем долгое время был даже руководителем коллектива, в котором кроме него все были зрячие! И его производство работало очень успешно, с прибылью.
Для начала слепому человеку нужно научиться читать. Французский тифлопедагог Луи Брайль, двухсотлетие которого все слепые люди мира отметят в следующем году, сам был слепым с юности и изобрел систему для чтения с помощью пальцев, осязанием выпуклых точек. В основу системы Брайля легли комбинации из сочетания шести точек, которые выдавливаются на бумаге по специальному трафарету. Эти комбинации позволяют обозначать не только буквы, но и цифры, знаки препинания, математические, химические, нотные знаки. Она намного проще и экономичнее, чем все системы, придуманные ранее. Незрячим намного удобнее пользоваться ею для письма и чтения, и поэтому впоследствии система Брайля получила распространение во всем мире, как наиболее совершенная и легко адаптируемая к любому языку. И таким образом, этот скромный, исполненный сострадания к людям человек - все, кто знал его, отмечали его доброту - оказал громадную услугу слепым всего мира.
Шрифт Брайля, используемый ныне для передачи знаний во всех областях деятельности человека, одинаково доступен и ученым, и рядовым людям. Современное электронное оборудование позволяет переводить на шрифт Брайля обычное письмо, но и первоначальный этот шрифт и по сей день верно служит людям.
"Одна точка Брайля сделала для слепых больше, чем тысячи благотворителей, возможность читать и писать оказалась важнее, чем "шестое чувство" и изощренность осязания и слуха", - так оценил известный русский психолог Выготский изобретение Луи Брайля. И действительно, в шести точках Луи Брайля есть что-то магическое. Удивительно смотреть, на человека, который быстро читает, перебегая кончиками пальцев по выпуклым строчкам…
- Нужно иметь чуткие, как у пианиста, пальцы, выработать у их подушечек обостренную чувствительность, - рассказывает Махмут Бабаев. - Я был шофером, когда ослеп, и у меня, конечно, руки тогда были грубые. Поэтому пришлось учиться читать по новой системе очень долго и тяжело. Но я добился своего. Чтение по системе Брайля открывает для незрячих огромный новый мир литературы, который иначе был бы им недоступен.
Сегодня разработан и казахский алфавит по системе Брайля, который создали незрячие Акан Касымов и Сакен Утегенов, изданы десятки книг по этой системе, которые сосредоточены в специальных библиотеках и доступны всем незрячим людям.
Однако книг выпущено пока еще очень мало. И все они вышли еще в советский период. Для сравнения скажем, что в странах Европы в год издаются по четыреста - пятьсот новых книг по системе Брайля. У нас же этот процесс уже лет десять с места не двигается. Безусловно, выпуск такой литературы - трудоемкий и достаточно дорогостоящий процесс, требующий специального оборудования и подготовленных мастеров. А их сегодня острейший дефицит. И не только мастеров - печатников по Брайлю не хватает - в стране почти не осталось тифлопедагогов - специалистов по преподаванию для слепых.
- У нас на весь Алматы, огромный город сегодня есть всего три-четыре дипломированных педагога, которые могут учить читать и писать по Брайлю, - сокрушенно говорит Махмут Бабаев. - Они все учились еще в советские времена, тогда было специальное отделение по спецпедагогике в Ленинграде. Но время идет, и они уже все в почтенном возрасте. Кто придет им на смену? И сколько бы мы ни просили наши власти, сколько бы активисты-общественники не обращались к депутатам парламента - результата нет.
У нас уже возникают проблемы с обучением людей, потерявших зрение. Власть имущие в этом отношении нам не помогают. Слава богу, в прошлом году выиграли тендер, нам дали деньги и мы смогли обучить системе Брайля более шестидесяти взрослых людей - с помощью тех же безотказных учителей. А ведь есть еще и дети! В специнтернате Алматы учатся более ста детей, а потребность в спецобучении испытывают тысяча… Ни в одном вузе Казахстана тифлопедагогов сегодня не готовят.
Большие трудности в обучении чтению по Брайлю есть в провинции, в маленьких городах и селах, где хороших педагогов практически нет. Проблема квалифицированных педагогов для слепых людей становится с каждым годов все острее.
В Минобразовании, в Минсоцобеспечения о ней знают, но ничего для ее решения не делается, или делается очень мало. И безразличие чиновников наносит обездоленным людям еще один удар, оставляющий их наедине с тьмой…