Как пирожки Айткуль до Астаны довели
Это сейчас Айткуль АБДИКАДЫРОВА – хозяйка ресторанов, магазинов, кондитерского цеха и детского сада в Кызылорде. А начинала она свою предпринимательскую деятельность, торгуя на вокзале жареными пирожками. После развала Союза, когда на предприятиях страны прошли массовые сокращения и люди остались без средств к существованию, это был один из немногих способов хоть сколько-то заработать. И совсем не важно было тогда, что к тому времени она уже получила два высших образования – металлурга и переводчика. Печь пирожки женщине помогали совсем не дипломы, а мама.
– Я с большим тазом пирожков бегу на базар, а дома мама второй печет. И так за день 3–4 рейса делала. Три пирожка – один тенге. Дают по одному тенге, я их в карманы пальто складываю. Прихожу домой, руки замерзшие отогреваю, фартук стелю и на него из карманов деньги выкладываю. Их целая кучка собирается, – вспоминает Айткуль Абдикадырова. – Пассажиры поездов, приходящих из разных стран, платили разными деньгами: рублями, сумами, сомами... Каждую кучку нужно было обменять на тенге, а это в ту пору было очень опасно.
Тогда Айткуль решила свой крохотный пирожковый бизнес перенести на рынок. Там и платили в родной валюте, и клиенты были постоянные. Постепенно она расширяла ассортимент, кроме пирожков стала готовить на продажу суп-лапшу, айран-коже, другие блюда. Позже начала торговать конфетами и печеньем домашнего приготовления, а со временем открыла кондитерский цех, который сейчас выпускает около 40 видов продукции.
– На самом начальном этапе, при строительстве здания для кондитерского цеха мы обратились за помощью в фонд “Даму”. Условия были очень привлекательные: мы платим всего 6 процентов, а 10 процентов – это субсидирование кредита, эту часть оплачивает государство. Тот кредит нам очень помог встать на ноги, и в прошлом году мы смогли открыть еще и детский сад.
На неделе бизнесвумен из Кызылорды привезла образцы сладостей в Астану на республиканскую выставку, которая проходила в рамках III форума отечественных товаропроизводителей Казахстана “Ұлы дала елі”. Свою продукцию там представили около 350 лучших отечественных компаний, многие из которых работают уже на экспорт.
Экспортные перспективы
Фабрика по производству ковров “Бал Текстиль” отправляет свои изделия в Германию и Великобританию. Ее исполнительный директор Куан ИСКАКОВ с гордостью рассказывает: его компания первой в Казахстане стала поставщиком всемирно известной торговой сети по продаже мебели и товаров для дома ИКЕА.
– Мы открыли для ИКЕА рынок Казахстана и сейчас выпускаем около 5 миллионов квадратных метров ковров в год. Первые 4 станка запускали собственными силами. Потом решили снизить цены на 20 процентов , но для этого нам нужно было открыть собственное производство нитей. Тогда мы обратились за помощью в “Даму”. Они нас профинансировали, и благодаря этому мы закупили 3 станка. Сейчас Белоруссия и Россия закупают у нас нити и просят увеличить объем, потому что спрос большой, – рассказывает Куан Искаков.
На форуме “Ұлы дала елі” экспортеров казахстанской продукции заверили: дальше работать будет еще проще. До конца года планируется принять единую экспортную стратегию, которая должна решить много проблем. Особенно актуально это для поставщиков скоропортящихся товаров.
– Нужно наконец преодолеть разброд и шатание, которые есть у национальных компаний, у государственных органов, когда непонятно, как экспортировать, как получать кучу всяких разрешений. Недавно проходила встреча премьер-министра с бизнесменами нашей страны в Северо-Казахстанской области, и там экспортеры говядины и баранины жаловались, что на получение ветеринарного сертификата уходит 7–8 дней. Предприниматели экспортируют охлажденное свежее мясо, у которого срок хранения очень короткий. Пока они получают сертификат, пока доставляют мясо до той страны, всего 2 дня остается на его продажу. Это непозволительная роскошь для наших бизнесменов! И таких вопросов очень много. Экспортная стратегия должна дать ответы на все эти вопросы, – заверил заместитель председателя правления НПП РК “Атамекен” Нуржан АЛЬТАЕВ.
“Одним окном” для предпринимателей, отправляющих продукцию за рубеж, должна стать недавно созданная национальная компания “Казахэкспорт”, а Внешнеторговая палата Казахстана – “дочка” “Атамекена” – будет выводить казахстанские товаров на экспортные рынки, во исполнение этой идеи уже подписан ряд документов на десятки миллиардов тенге.
Госзакупки станут доступнее
По словам Альтаева, участвовать в закупках бизнесу тоже скоро станет легче.
– Правительством одобрено и включено в проект нового закона о совершенствовании закупок предложение Национальной палаты предпринимателей об онлайн-интеграции всех существующих информационных систем по закупкам с информационной системой НПП путем создания единой точки доступа. Сейчас у каждой нацкомпании, у каждого госоргана есть свой сайт госзакупок, нужно заходить туда, это все разнопланово, и предприниматель часто теряется. Теперь в закон вносятся изменения, и будет единая точка доступа для госзакупок и закупок нацкомпаний. Бизнесу не надо будет бегать по всем этим сайтам, всё будет в одном месте, – пояснил Нуржан Альтаев.
Госорганы и нацкомпании также будут искать товаропроизводителей через этот онлайн-ресурс. На нем будет размещен весь перечень казахстанских товаропроизводителей, поставщиков товаров, работ и услуг, добавил представитель НПП.
Кроме того, в “Атамекене” рассказали о планах провести сертификацию всех предприятий, чтобы определить, какие из них на самом деле выпускают продукцию и могут участвовать в закупках, а какие завозят импортный товар и наклеивают на него этикетку “сделано в Казахстане”. Первые однозначно должны быть в приоритете.
Астана