Свадьба по-дунгански: гуляют все!

Дунгане являются выходцами из Китая. В Казахстане проживает около 46 тысяч представителей этого этноса, а в Поднебесной – около 10 миллионов. История их переселения на территорию современной Центральной Азии насчитывает более 130 лет. Дунгане (на исторической родине их называют китайскими мусульманами – хуэйцзу) прибыли из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, спасаясь от преследований маньчжуро-китайских властей. С большими трудностями они осуществили пеший переход в Казахстан.

За эти годы дунгане восприняли традиции казахские и русские, но сохранили и свои. Более того, культура этноса за время проживания в такой многонациональной республике, как Казахстан, обогащалась, и в нынешнем понимании национальная свадьба – это симбиоз дунганских обычаев с современными.

Приготовление к свадьбе может длиться полгода. Ведь дунганскую невесту сначала нужно сосватать, а потом при согласии родственников вас ожидают приятные и не очень хлопоты – главным образом, время уходит на преображение дома, где намечаются торжества. Ремонт, хотя бы косметический, нужно проводить даже в том случае, если у вас в целом все в порядке.

– Конечно, проведение дунганской свадьбы нельзя представить без целого ряда обрядов, и вы должны позаботиться об этом заблаговременно, – говорит народная “сваха” Марьям ЮНУСОВА. – Во-первых, невесте нужно приготовить достойное приданое. Во-вторых, у жениха тоже должно быть что-нибудь из одежды и обуви, а также и одеяла, корпешки нескольких видов. Будущему супругу, конечно же, обязательно нужно позаботиться о подарке родителям невесты – без этого никак нельзя.

После сватовства родственники будущих супругов несколько раз приезжают друг к другу в гости – согласовать детали, а заодно обменяться подарками – платками, отрезами тканей, одеждой, золотыми изделиями и так далее. В общем, забот и расходов хватает еще до свадьбы…

Итак, невесту обычно сватают заблаговременно. Но если уж молодым совсем невтерпеж, то можно воспользоваться другими традициями, перенятыми у соседних народов. Так, в моде сегодня “похищение” невест – когда это делается по обоюдному согласию. К дому невесты подъезжают “засланцы”. Они аккуратно усаживают в автомобиль красавицу, которая не очень-то и сопротивляется, и везут ее к жениху. Считается, что украденная девушка уже побывала замужем, даже если она вдруг решила покинуть благоверного до свадьбы.

Гораздо хуже, когда речь идет о похищении невесты без ее согласия. Сегодня такие случаи – редкость. Все потому, что современные дунганки научились защищать свои права, и теперь они кричат, сопротивляются и грозят, что “будут жаловаться в акимат”. И даже если пленницу силой запереть в комнате, то еще не факт, что она станет вашей покорной женой. Ведь могут приехать ее родственники, погрозить пальцем и стукнуть кулаком по столу: “Свадьбы не будет!”. И незадачливому “жениху” еще сильно повезет, если обойдется без полиции и обвинений в похищении человека, что, как известно, сурово карается казахстанскими законами.

Понять девушек можно. Красавица, которая ждет  не дождется принца на белом коне, вряд ли захочет всю свою жизнь прожить с тем, кто и на свадьбу-то поскупился.

Но вот предсвадебные хлопоты позади. Так уж устроено, что раньше невесты в дом жениха отправляется приданое девушки, которое принято демонстрировать всем гостям. Это целый обряд. Подъезжает грузовик, и из него мальчишки заносят в дом все, что пришло в семью вместе с невестой. В этот набор могут входить “стенка”, спальный гарнитур, диван, холодильник, стиральная машина, газовая плита, телевизор, музыкальный центр, пылесос, сервизы, всевозможная посуда, кастрюли и прочая мелочь. Словом, все, что нужно молодым для начала семейной жизни. Для полного счастья не хватает разве что кондиционера и ноутбука...

Мальчишек, которые помогают разгружать приданое, любопытные зрители непременно одаривают деньгами.

А вот одежду и обувь девушки демонстрируют не всем гостям, а только ближайшим родственникам жениха. При этом тетушки невесты рассказывают, к примеру, что вот эта дюжина платьев заказана по каталогу из Германии, вот эти семь пар летней обуви привезли из Турции, а три пары сапожек – аж из самой Италии, шуба – натуральный норковый мех, и вообще, мол, ничего китайского в нашем приданом нет... Вот такая картина.

Теперь, собственно, перейдем к самой свадьбе, которая у дунган по традиции длится целых три дня. В первый день в домах и у жениха, и у невесты режут корову. Мяса должно хватить для всех. Сначала приглашаются родственники и соседи, которые сразу же должны отведать свежий ароматный куырдак.

На второй день в гости зазывается буквально все село. Делается это через динамики примерно так: “Завтра большой той! Господин Н. приглашает вас всех!”. Приходить нужно с раннего утра. В среднем дунганская семья принимает в этот день около пятисот гостей, которых угощают вкусным национальным борщом из соленой капусты и требухи. Поверьте, это просто объедение! Помимо этого на столе салаты и сладости.

Чтобы все гости разместились, их усаживают не только внутри дома, но и во дворе, под большим навесом, специально установленным на время свадьбы.

Позже жених и невеста едут в загс. Девушки надевают, как правило, белое свадебное платье. К сожалению, увидеть во Дворце бракосочетания национальное платье – теперь большая редкость. А жаль, ведь этот наряд тоже очень красив: розовое платье с зелеными цветочками, восточные штаны и вышитые туфли, а также разные украшения.

Невеста первые два дня свадьбы должна находиться не дома, а у родственников – таковы традиции. И потому при поездке в загс друзьям жениха приходится предварительно вызволять ее из рук подружек. Нужно договариваться о цене за вход во двор, в дом, в комнату, а также выкупать припрятанные туфельки и одежду невесты. Иногда это обходится недешево. Впрочем, если с финансами у вас кое-какие проблемы, то можно взять дом “штурмом”, но вы оставите о себе сомнительную славу “жмотины”.

В эти же дни проходят визиты вежливости – родственники с обеих сторон должны побывать в гостях друг у друга. Делегации насчитывают по 20–30 человек. Гостям готовят специальные блюда. Например, обязательно подают дунганские щи – но это не привычные для большинства русские щи, а особое дунганское блюдо из семи видов котлет, и оно настолько вкусное, что его можно есть каждый день, и оно вам никогда не надоест…

Вообще, дунганская еда никого не может оставить равнодушным. И, понятно, на свадебном столе в эти дни будет и знаменитый лагман, а также манты-бозы, фынчоза, джусай, ган-фан, жин-фан и многие другие вкусности – “отголоски” изысканной китайской кухни.

Но вернемся к свадьбе. Вечером второго дня в доме у девушки проводится большое торжество – “девичник”. Невесту приво­зят домой в последний раз перед замужеством, причем встречают ее музыкой и танцами. Гости с обеих сторон, опять же во дворе, за большими  праздничными столами поздравляют молодых, желают им счастья и дарят подарки.

На третий день готовится плов, и опять гости со всего села идут ранним утром в дом, где гуляют свадьбу.

Но в отличие от дня вчерашнего есть существенный момент: на этот раз гости должны внести в кассу хозяев свадьбы денежный взнос. Сегодня люди дают от 1000 тенге и выше. То есть теоретически можно собрать несколько сотен тысяч тенге, что в какой-то мере покрывает понесенные расходы. В специальной тетрадке ведется учет всех собранных средств. Ну а вечером завершающий аккорд: теперь – вечеринка в доме у жениха. Молодоженов опять поздравляют, а потом провожают в дом для начала совместной супружеской жизни.

Если вы думаете, что по истечении этих трех дней свадьбы все закончилось, то заблуждаетесь! В первый месяц традиции предписывают родственникам приглашать к себе молодоженов – для более близкого знакомства. Опять-таки, без подарков не обойтись.

“Да уж! – скажете вы, – дунганская свадьба – сплошные расходы и хлопоты!”.

Конечно, вы правы. Зато впечатлений – на всю оставшуюся жизнь! Ну и счастья молодым тоже. После стольких хлопот, расходов и усилий как-то глупо разводиться…

Жамбылская область