– Акан, как вообще появился “Ликвидатор”?
– Вначале эта история называлась “Ограбление банка”. Мы с Тимуром Жаксылыковым (постоянный автор сценариев фильмов Сатаева. – Прим. авт.) хотели сделать что-то, подобное “Рэкетиру”. Практически продолжение, то, что в западной традиции называется спин-офф: банк героев Ментая Утепбергенова и Жана Байжанбаева из “Рэкетира” грабили бы ребята, работавшие с Русланом и Саяном. Потом состоялась встреча с президентом “Казахфильма” Ермеком Аманшаевым, который сказал: “Надо бы совместно что-нибудь сделать. Есть идеи?”. Я в двух словах описал эту историю, и мы договорились подумать о возможном сотрудничестве.
Пока думали, Тимур предложил все-таки написать что-то, совсем не связанное с “Рэкетиром”, и я с ним согласился. Так появился синопсис “Ликвидатора”. Поначалу мы хотели, чтобы это был боевик чистейшей воды. Потом закрались сомнения, и я подумал, а не усложнить ли и сюжет, и жанр? Где-то мы рисковали, думали, что нас будут обвинять в похожести на “Заблудившегося”…
– При этом изначально хотели, чтобы не было похоже на “Рэкетира”…
– Да (улыбается), и поймали себя на мысли, что в итоге у нас получился микс “Рэкетира” с “Заблудившимся”.
– Ты сразу видел конкретных актеров на главные роли или они проходили кастинг?
– Там вообще интересная история. Берика Айтжанова мы планировали на роль сотрудника спецслужбы, которого в итоге сыграл Азиз Бейшеналиев. А на роль Арсена – Ликвидатора – перепробовали множество актеров. Но Берик прочитал сценарий и спросил: “Можно я попробуюсь на Арсена?”. Он сделал все так блестяще, так убедительно, что мы сразу закрыли эту позицию. Берик попросил, чтобы на время съемок его изолировали от семьи, с которой он встречался только раз в неделю. Он удалил все номера друзей из телефона, два месяца упорно занимался боевыми искусствами, ходил в тренажерный зал, плавал.
– Когда я смотрю, как Берик проживает свою роль, вспоминается Хит Леджер и его Джокер. Схожее погружение в материал.
– Берик сам рассказывал, как тяжело потом отходил от этого образа. Месяца два его штормило, он не мог вернуться в реальную жизнь. И я его прекрасно понимаю. Но он молодец, Берик – актер с большой буквы, с божьим даром и талантом.
– Доводилось слышать и читать, что, дескать, Винни Джонс в “Ликвидаторе”, вернее, его персонаж, как тот скрипач из “Кин-дза-дзы”, не нужен.
– Тогда просто сюжет бы не построился! Его немой киллер, вызванный из Западной Европы, играет огромную роль в нашей истории. Сам Винни оказался совсем не таким, каким мы привыкли видеть его на экране. Прилетел абсолютно добродушный человек, с ходу заявивший: “Я приехал не отдыхать, а работать. Если понадобится сто дублей, будем снимать сто”. Шесть дней мы его очень интенсивно снимали. Я потом у охранника спрашивал: “Что он делал, когда в отель возвращался?” – “Чашка кофе – и сразу спать”.
– Ожидания от совместной работы оправдались?
– Полностью. Шорт-лист кандидатов на эту роль составляли: Эдриан Броуди, Джейсон Стэтем и Винни Джонс. И Винни – это просто попадание в яблочко!
– Что сложнее: снять камерную философско-мистическую драму в степи или масштабный экшн-боевик в городе?
– Однозначно, второе. Тут и большое количество массовки, локаций, переезд из Алматы в Астану, ограниченность во времени – ведь мы должны были успеть снять все натурные сцены, пока снег не растаял. Сама организация съемок в городском режиме очень сложна – взять хотя бы остановку движения в мегаполисе с непростой транспортной ситуацией или получение разрешения на вертолетную съемку. К тому же впервые мы работали с таким солидным бюджетом. Нам было важно, чтобы этот бюджет был виден на экране.
– Следующий логичный вопрос…
– Руководство “Казахфильма” уже озвучило сумму – около двух миллионов долларов.
– Все ли из задуманного удалось воплотить на экране?
– То, что мы хотели, какие задачи ставили перед собой, то и получилось… Сборы в Казахстане предыдущего фильма – “Заблудившийся”, не оправдали наших ожиданий. Людям, как выяснилось, нужно другое – что-то ближе к “Рэкетиру”, больше экшна. В “Ликвидаторе” мы старались соблюсти баланс – чтобы и не свалиться в “боевик ради боевика”. Ввели элементы триллера, дабы фильм был интересен искушенному зрителю. В то же время задача попасть, к примеру, на Каннский фестиваль не ставилась. Мы сделали в хорошем смысле потребительское кино, и очень надеюсь, что зрители не разочаруются.
– Один из зрителей после просмотра задался вопросом: “А что, Акан ТАК верит в Бога?”…
– Мне удивительно слышать такое именно после “Ликвидатора”. Потому что “Заблудившийся” – вот это действительно картина про Бога, если ее описывать в двух словах. В любом случае мне действительно хочется говорить в наших фильмах о правильных вещах. Чтобы фильмы несли пользу.
– В чем польза “Ликвидатора”?
– Бывает, человек хочет отомстить за какую-то несправедливость даже на бытовом уровне, даже по мелочам. Но он не должен превращаться в супергероя – только в комиксах это может окончиться хеппи-эндом и славой. В жизни есть люди специальных профессий, которые должны заниматься восстановлением справедливости. Если каждый возьмет в руки оружие, то начнутся бардак и хаос. Прежде чем решить отомстить за что-то или за кого-то, человек должен очень крепко подумать.
– В финале “Ликвидатора”, вернее, в той сцене, что идет после титров, оставлена возможность для съемок сиквела. Что должно произойти, чтобы продолжение состоялось?
– Я думаю, если у зрителя будет такой же живой интерес к “Ликвидатору”, какой был к “Рэкетиру”, то сиквел будет. Про “Рэкетира” нас регулярно спрашивают, не собираемся ли мы делать продолжение. Даже Тимур Бекмамбетов говорит: “Если будете снимать продолжение “Рэкетира”, то очень может быть, что я приму участие в проекте”. Волей-неволей начинаешь серьезно все обдумывать.
– Насколько тяжело до премьеры одного фильма начинать съемки другого?
– Да, нагрузка есть. Но, слава Богу, есть и команда, сформированный за годы костяк людей, которым ты доверяешь. Хотя “Мын бала” (он, как и “Ликвидатор”, создается совместно с “Казахфильмом”. – Прим. авт.), безусловно, проект огромный. Достаточно сказать, что через кастинг у нас прошли 22 тысячи человек! Это историко-приключенческая драма о событиях XVIII века, о казахско-джунгарском противостоянии, об Анракайской битве, когда казахи отстояли свою свободу и независимость. И есть легенда про детей-сирот, которые вели партизанскую войну. Тимур Жаксылыков написал на этом материале оригинальную историю, основанную на реальных событиях. В главных ролях – молодые малоизвестные ребята. В то же время в фильме заняты наши звезды: Ерик и Досхан Жолжаксыновы, Тунгышбай аль-Тарази, Берик Айтжанов и многие другие.