Суды с пассажирами, рост цен и гигантские премии владельцу: как Air Astana игнорирует свои обещания

В целом изменение напрямую соотносится с ростом выручки компании в целом. Если в 2021 году национальный авиаперевозчик заработал 324,9 миллиарда тенге, то в 2022 – уже 478 миллиардов. При этом 96,6 % прибыли составляет доход от пассажирских перевозок. Рост можно заметить и по налоговым отчислениям – за первые 8 месяцев этого года компания уже выплатила почти 24 миллиарда тенге, что больше отчислений за любой год с 2015 по 2021-й. Исключение составляет 2022 год, когда в бюджет были направлены более 41 миллиарда тенге.

Как именно компания смогла поднять свои доходы в год, когда оказались закрыты популярные маршруты в Россию, приносившие немало денег? К тому же ранее представители Air Astana пообещали снизить цены.

В частности, в 2021 году национальный перевозчик принял декларацию, в которой обещал снизить цены на внутренние маршруты на 10 %, продавать не менее 70 % билетов по ценам ниже средних и давать возможность покупать билеты без багажа.

Однако мониторинг, проведенный Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК), выявил совсем другое положение дел. Цены не сниизились, а выросли - минимум на 45 %.

«В 2022 году после истечения сроков, предусмотренных в декларации, по итогам проведенного мониторинга наблюдается повышение цен. Мониторинг цен проведен по 43 направлениям, осуществляемым авиакомпаниями. Так, к примеру, по основным направлениям мониторинг показал следующее (по сравнению с I кварталом 2021 и I кварталом 2022 года): Алматы – Астана – Алматы, рост составил 45 %; Шымкент – Астана – Шымкент, рост составил 49 %; Шымкент – Алматы – Шымкент, рост составил 48 %», - говорится в отчете.

За май этого года в Абайской области цены подскочили на 94,2 %, в Костанайской - на 64,4 %. Перед сезоном каникул и отпусков наблюдается дополнительный рост цен.

При этом в июне 2023 года из другого отчета ведомства стало известно, что в стоимость билета для пассажиров необоснованно включался топливный сбор.

«Размер топливного сбора в среднем составлял 5 тысяч тенге с каждого билета. Более того, в 2020 году, несмотря на снижение цен на авиатопливо на треть, Air Astana размер топливного сбора не пересмотрела. В этой связи полагаем, что взимание топливного сбора было неправомерным. Судебные разбирательства продолжаются, оценка законности действиям авиакомпании будет дана судом», - сообщили в АЗРК.

В результате авиакомпанию оштрафовали на 6,7 миллиарда тенге, причем не в пользу пассажиров, которые переплачивали за перелеты, а в пользу государства. Air Astana обжаловала решение суда.

«Многочисленные расследования и проверки авиакомпании на предмет установления монопольно высоких цен не выявили нарушений в работе перевозчика. Вменяемое агентством правонарушение касается исключительно взимания топливного сбора и является необоснованным», - прокомментировали ситуацию представители авиаперевозчика.

Это далеко не единственный суд, в котором Air Astana пришлось участвовать в этом году. Причиной учащающихся судов становится ухудшение сервиса – пассажиры жалуются на задержку, перенос, отмену рейсов, отсутствие надлежащих условий для ожидания опаздывающих самолетов, на грубое и непрофессиональное обращение сотрудников авиакомпании.

Число жалоб от пассажиров растет с каждым днем, в том числе и от звезд. Например, Али Окапову не понравилось, что сотрудники авиакомпании обсуждали его за спиной, а Say Mo пожаловалась на очереди из VIP-пассажиров в аэропорту.

Недовольные пассажиры регулярно пытаются привлечь компанию к ответственности по различным поводам.

Например, в январе суд рассмотрел следующее дело: семья из четырех человек планировала отдохнуть в Ереване, однако их рейс сдвинули сразу на трое суток. Из-за этого мать семейства отказалась от поездки, в Армению отправились только отец с двумя детьми. Обратный рейс был и вовсе отменен без каких-либо альтернатив, и истцу пришлось покупать билеты на самолет другой авикомпании, чтобы вернуться в Казахстан.

«Вариантов перебронировать рейс на другие даты компанией предоставлено не было. В этот же день я направил несколько запросов на официальные почтовые адреса и номер WhatsApp компании с просьбой разъяснить ситуацию и оказать содействие в возвращении на Родину. Однако все запросы были проигнорированы или даны без конкретных данных», - говорится в судебном акте от имени пострадавшего.

При этом представитель Air Astana попросил суд в удовлетворении иска отказать, указав, что данный рейс был отменен по не зависящим от авиакомпании причинам, а именно с целью обеспечения безопасности полетов и пассажиров. Но судья все же постановил взыскать материальный ущерб и частично моральный.

В апреле этого года суд обязал Air Astana выплатить частично моральный и материальный ущерб в пользу семьи из 4 человек, которой пришлось ждать свой самолет лишние 6 часов. Отец семейства с самого начала был готов решить вопрос мирным путем и представил все необходимые документы для получения положенной в таких случаях компенсации, однако перевозчик выплатил ее лишь одному человеку.

Также в апреле суд постановил, что компания должна выплатить 270 тысяч тенге женщине, которую необоснованно не пустили на борт самолета с ребенком.

Менеджеры авиакомпании проигнорировали тот факт, что пассажирка заранее оплатила провоз багажа весом до 30 кг для себя и своего сына, что было указано в билетах, и требовали оплаты провоза вещей весом 18 кг. В результате ей пришлось покупать билеты на другой рейс за 329 016 тенге, что на 153 016 тенге дороже первоначальных билетов. При этом авиакомпания заявила, что причиной недопуска стало плохое самочувствие ребенка, а также проявленная женщиной агрессия и нарушение законодательства Турции, в аэропорту которой произошел инцидент. Однако доказательств данной ситуации предъявлено не было.

Женщина заявила, что в результате неправомерного и в грубейшей форме прекращения договора воздушной перевозки по инициативе перевозчика в одностороннем порядке она и ее ребенок испытали унижение, подавленность, стыд, отчаяние, ущербность и дискомфортное состояние.

Также отметим, что оставшиеся 0,04 % дохода частично оплачиваются государством – например, инструкторы авикомпании тренируют персонал на госслужбе. Вопросов к этому нет, но их вызывает другой пункт госзакупок.

В прошлом году весь мир собирал гуманитарные грузы для помощи украинцам, пострадавшим от военных действий России. Многие из них бежали в соседние страны, оставшись практически без имущества.

Казахстанцы тоже не остались в стороне и направили помощь украинским беженцам, которые прибыли в Польшу. И в это время, когда многие компании бесплатно помогали жертвам военных действий, Air Astana получила 91 миллион 980 тысяч тенге за перевозку гуманитарного груза медицинского назначения из Алматы в польский город Катовице. Компания с рекордной для себя многомиллиардной прибылью не сочла возможным отвезти лекарства и оборудование бесплатно. При этом другие авиакомпании не получили шанс предоставить услугу по своей цене.

Таким образом, можно сделать простой и очевидный вывод: несмотря на все громкие заявления и декларации, компания, которая носит гордое звание национального перевозчика, заинтересована только в максимальном увеличении прибыли, а не в том, чтобы сделать перелеты доступнее для казахстанцев, или в том, чтобы повысить качество предоставляемых услуг.