По мнению депутата, во всем цивилизованном мире правосудие стоит дорого.
И вот, чтобы разгрузить наши суды, и было предложено повысить размер государственной пошлины по отдельным категориям дел. Правда, каких конкретно и насколько повысить, сказано не было – мол, тут подумать надо. Как говорит депутат, казахстанские судьи сетуют на то, что граждане по любому поводу сразу же идут в суд и у них дел слишком много.
Но разве плохо, что казахстанцы привыкают решать свои проблемы в правовом поле?
Помнится, еще совсем недавно, в бытность руководителем Национальной лиги по защите прав потребителей, сама же Светлана Романовская призывала всех граждан быть нетерпимыми к любому проявлению неуважения прав потребителей и защищать их в суде независимо от сути правонарушения: будь то испорченный продукт, бракованная бытовая техника, некачественное строительство или враз подорожавшие услуги. И это были нужные советы, направленные на повышение юридической грамотности населения.
Конституция страны гарантирует каждому право на судебную защиту. Куда, как не в суд, обращаться гражданам и предпринимателям? Можно сколько угодно критиковать сложившуюся судебную систему, но она работает и дает свои результаты. Конечно, не всегда так быстро и эффективно, как того хотелось бы, но все же правового результата, основанного на законе, в итоге добиться можно.
Именно доступность судебной защиты для граждан является показателем доверия к государству.
К тому же существующий ныне размер государственной пошлины не так уж и мал. С имущественных исков для граждан – 1 процент от суммы иска, с юридических лиц – 3 процента от суммы иска.
А есть категории дел, по которым предпринимателям вообще сложно обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд. Для того чтобы оспорить налоговое уведомление по доначисленным налоговым суммам, предпринимателю нужно выложить 1 процент от оспариваемой суммы. Учитывая, что такие суммы зачастую исчисляются миллионами, многие предприятия изначально лишены возможности заплатить такую государственную пошлину в суд. Они попросту разорятся. Это грозит закрытием производства, сокращением рабочих мест, а людей оставит без заработка.
Так что впору задуматься не об увеличении, а о снижении госпошлины по отдельным искам!
И еще один очень важный вопрос: какую альтернативу можно предложить гражданам для защиты своих законных прав? Да, у нас создали институт медиации (и Светлана Романовская, к слову, была одним из инициаторов его создания). Но он, к сожалению, пока не заработал в полную силу. И вряд ли медиаторы смогут быстро разгрузить суды.
Да и готово ли наше общество к такой альтернативе, основанной на том, что именно финансовые возможности человека или предприятия определяют, кто будет рассматривать его спор, – суд или такие структуры, как третейские суды или медиаторы?