Судебный процесс с нефтяным дном и геополитикой

В мае в торжественной обстановке была пущена первая нефть по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), который окрестили "американским трубопроводом в обход России".
По трубопроводу БТД поступает в основном казахстанская нефть, а это значит, что тем, кто связан с нефтяными поставками, необходимо контролировать ситуацию во всем регионе.
Не только в Грузии, где лидеры "Революции роз" даже не скрывали имен своих покровителей в Вашингтоне. Не только в Турции, которая является членом НАТО, но и в других прикаспийских и черноморских странах, и прежде всего в самом Казахстане. Конечно, Казахстан не Грузия, и совсем необязательно менять президента Нурсултана Назарбаева, тем более путем революционных преобразований. Назарбаев устраивает и лояльную ему местную элиту, и Москву, и, что немаловажно, Пекин. Тем не менее события в Киргизии и Узбекистане могут расцениваться как своеобразные посылаемые Назарбаеву предупреждения.
И громкое судебное дело, получившее известность под названием "Казахгейт", - лишнее тому подтверждение. Подсудимый, американский гражданин Джеймс Гиффен, долгое время являвшийся экономическим советником правительства Республики Казахстан, обвиняется в коррупции и отмывании денежных средств. Рассеянные по миру казахские олигархи-оппозиционеры вроде Акежана Кажегельдина, бывшего премьера, уже было праздновали победу. Ведь, признай суд Гиффена виновным, "коррупционные" нити могли бы потянуться на самый верх, а там и вожделенная ими международная изоляция, и санкции, и "иракский сценарий"…
Но тут неожиданно выяснилось, что Гиффен работал не только и не столько на казахстанские власти, сколько... на Белый дом, Госдепартамент США, ЦРУ и другие американские спецслужбы. Вообще-то в самом интересе иностранных спецслужб к руководству Казахстана нет ничего удивительного. Удивительно было бы, если бы ни один из иностранных советников (коих, кстати сказать, в постсоветских странах в 90-е годы было множество), приписанных к Астане, не добывал для спецслужб информацию об этом стратегически важном для США регионе. Также нельзя не отметить, что назначения иностранцев на должности экономических советников в те годы происходили согласно кадровым рекомендациям, данным если не на высшем, то на весьма высоком межгосударственном уровне. Такова была обычная практика. И, прими суд сторону обвинения, вышло бы, что администрация США авторитетно отрекомендовала Назарбаеву коррупционера. В судебном процессе наступил перелом.
Адвокаты Гиффена потребовали от правительства предоставления ряда документов, доказывающих связи со спецслужбами, и вызова свидетелей. Доступ к "секретным" и "совершенно секретным" документам и их использование в зале суда будет происходить на основе Закона о секретной информации США и будет регулироваться отделом контрразведки департамента юстиции США, который осуществляет контроль над следствием и судебными процедурами, касающимися сферы национальной безопасности и внешнеполитических отношений. Спецслужбы были вынуждены подтвердить этот факт и даже дать согласие на явку в зал заседания кураторов Гиффена, в частности, бывшей сотрудницы Совета национальной безопасности Шейлы Хеслин, которая в свою бытность на государственной службе успела рассориться с "демократической" нефтяной компанией Mobil, также активно работающей в Казахстане, и после отставки переметнулась в близкий к республиканцам Chevron.
Другие приглашенные в зал суда или упомянутые в документах включают Брента Скоукрофта, советника в администрации Буша-старшего, Кондолизу Райс, отвечавшую тогда в Белом доме за регион, Тоби Гати, замгоссекретаря в администрации Клинтона, Розу Готтмюллер, бывшую замминистра энергетики США, и многих других. Из самого списка свидетелей очевидно, что он связан практически со всем истеблишментом американской внешней политики за последние 20 лет.
Надо сказать, что, согласно представленным в суде материалам дела, Гиффен вообще не вел своей игры. Он лишь выполнял команды, в том числе, возможно, и команды своих "демократических" начальников, благоволящих к Mobil и не горящих желанием помогать Chevron. А американский минюст, всегда желающий утереть нос спецслужбам, не внял разъяснениям, что мистера Гиффена лучше оставить в покое. Так кому же понадобилось "сдавать" агента?
Не исключено, что за этим судебным делом стоит именно конфликт интересов американских нефтяных гигантов, а Джеймс Гиффен только заложник в этой игре. Скорее всего, он лишь честно исполнял приказы своих начальников, а общеизвестно, что в клинтоновской администрации правая рука обычно не знала, что делает левая. Скорее всего, Назарбаев, которого казахстанская оппозиция пытается привязать к скандалу, тут вообще ни при чем, но, пока процесс не закончен, всегда есть повод для разговоров об уязвимости Астаны.
Суд над Гиффеном сейчас отложен до января будущего года. Судя по тому, что прокуратура уже сняла с Гиффена ряд обвинений, а спецслужбы США отнюдь не горят желанием раскрывать свою кухню, дело может быть и вовсе закрыто. Назарбаев получил передышку. До новых анонсированных революционных выступлений в Средней Азии. Или до новых судебных баталий в Вашингтоне.
ДМИТРИЙ ГУБАНОВ. "РОДНАЯ ГАЗЕТА" № 21(107), 10 июня 2005 г., полоса 5