Депутаты и национальная палата предпринимателей «Атамекен» спорили о дотировании казахстанских производителей и ценах на продукты. Как это так: субсидирование отечественным производителям выделяют, а продукты и товары продолжают дорожать и бить по кошельку.
За ответом редакция медиа-портала Caravan.kz обратилась к Павлу КОКТЫШЕВУ, основателю клуба молодых предпринимателей MOST.
- Рост цен – это объективная вещь. Особенно если учесть, что часть сырья, которое закупают наши производители, находится именно в долларовом эквиваленте. Да, доллар сейчас упал, но это временное явление. А закупки сырья идут постоянно, и уже долгое время. Плюс, не все наши производители работают на инновационных и автоматизированных предприятиях. Субсидии субсидиями, но кредиты не дешевеют, и у многих предприятий есть большая кредитная нагрузка. Конечно, общий вывод, который напрашивается на ум: деньги производителям дают, но почему они продолжают повышать цены? Дело в том, что экономика так не работает. Нельзя посчитать объем инвестиций и высчитать из него, что должно повлиять на конечную цену. Очень часто субсидии работают на повышение производительности предприятий: закуп более дорогостоящего оборудования, найм дополнительного квалифицированного персонала, или переобучение сотрудников. Очень часто, в краткосрочной перспективе, модернизация влечет удорожание процесса, но в дальнейшем все зависит от предпринимателей. Конечно, это я могу сказать касательно лишь «общей температуры по палате». Но есть и отрасли, где и для меня непонятно повышение цен. Новый министр отчитался перед Сагинтаевым по ценам на продукты
- Какие, например?
- Все, что связано с продуктами питания. Здесь нужно рассматривать каждый конкретный случай. Если по молоку и мясу можно построить определенную проекцию производства, то в зерновом бизнесе вероятность плохого урожая и колебания значительно выше – следовательно, тут судить сложно. Нельзя грести всех под одну гребенку.
- Можно ли как-то контролировать выделение дотаций и то, куда эти деньги предприятия расходуют?
- Я считаю, это невозможно. Здесь должна вмешиваться прокуратура и мониторить субсидии, к примеру, на развитие и углубление переработки сырья в горно-металлургической отрасли. Но невозможно вывести эту корреляцию, чтобы увязать субсидирование и цены. В таком случае, если уж очень хочется кого-то субсидировать, то надо субсидировать потребителя: вводить продуктовые карты, возвращаться в Советский Союз. Это более действенная мера, чем пытаться притянуть за уши обязательства предпринимателей за субсидии, которые уходят в его производство, масштабирование, инвестиционные проекты. Предприниматель в долгосрочной перспективе понимает, что даже если он ориентирован на экспорт, то все равно есть локальный рынок. Просто так брать и снижать цену тоже невозможно, но и задирать ее – не выход. Хотя знаю, что многие производители сельскохозяйственной продукции экспортируют свой товар. И если за границей, скажем, в Китае, они продают свои товары дороже, то у них нет никаких мотивов здесь продавать свой товар дешевле – это глупо. Потому что необходимо больше зарабатывать, расширять свое производство. Причем параллельно страна декларирует, что нам нужно развивать экспорт.
- И как это увязать между собой?
- А никак. Это свободный рынок: свято место пустовать не будет. Если кыргызские производители еще малы для китайского рынка – они могут занять наш рынок. Это круговорот. Субсидии, я считаю, абсолютно нельзя увязывать с конечными ценами. Они необходимы для того, чтобы формировался и укреплялся класс локальных продвинутых инновационных предпринимателей.