Субкультуры разных эпох

Существо презрительно хмыкнуло и, сощурив глаза, отчеканило:
- В наше время нельзя быть вне субкультуры - хоть бы в рэпперы пошел, они тоже ничего, на гота ты откровенно не тянешь, на крайний случай в гламуры иди - это для всех, лишь бы деньги были…
Н-да, - подумал я, - прошло время одинаково одетой и одинаково причесанной молодежи. Вот нас всего-то набралось 12 человек на общую тусовку, а как минимум 4 субкультуры насчитываются: среднеполое, как потом оказалось, все-таки мальчик Леша - это эмо (субкультура на почве любви к определенной музыке, где вокал в теории - особо эмоциональный, я их так и назвал для себя: кричащие мальчики), сосед Серега Васильев - это типичный гопник (чуть ниже уделим особое внимание этой субкультуре за длительность существования), его жена - это, безусловно, нью-эйдж (уверовавшие в эру водолея, возрождение духовности, склонные к эзотерике), ну, а студент (эту категорию саму по себе уже давно пора причислить к субкультурам!) Кира Геннадьев - типичный антифа (собственно, антифашист).
Меня по итогам возникшего спора субкультур отнесли к sXe или Стрэйт-Эйджерам (типа панки, но не принимающие наркотики, разборчивые в связях и т.д.), хотя я бы лучше остался самим собой. Но так уж повелось - "в наше время нельзя быть вне субкультур".
Иногда даже лучше принадлежать как минимум к двум - например, быть гламурным гопником (ведь есть уже пример гламурного падонка, а падонки - отдельная субкультура) или любером-геймером (люберы - субкультура хулиганская, геймеры - любители игр), а еще лучше отаку-риветхедом (отаку - поклонники аниме, риветхеды - любители индустриальной музыки)… Черт сломит язык на этих субкультурах. И откуда же они все взялись!?
Пионер - всем пример!
Собственно "осубкультуривание" - продукт свободы выбора. Во времена моей бурной юно-молодости субкультур было немного: октябренок, пионер и комсомолец, причем представители этих групп вполне могли принадлежать к субкультуре спортсменов и трудяг, а также энтузиастов-БАМовцев, хотя хиппи и рокеры (эти общие понятия музыкальных субкультур теперь разделились на сотни мелких группок - альтернативщики, готы, индии, растаманы, рэйверы…) подпольно существовали уже тогда.
Трудно представить, что деление на многообразие во многом идентичных элементов появилось бы хоть в том же 1988-м в моей школе эстетического воспитания имени Пушкина (№8 в г. Петропавловске): идет по коридору октябренок в розовой с черными полосами школьной форме (розовый и черный - цвета эмо), а навстречу ему бритый налысо (скинхэд) пионер с галстуком, повязанным поверх бедра, и не честь они друг другу отдают, а скрещивают пальцы в "козу" или "рогатку".
Влиться в субкультуру пионер (октябрята не рассматриваются, ибо это лишь процесс подготовки к последующему опионериванию) для каждого советского школьника было делом чести: с трепетом произнеся "перед лицом своих товарищей торжественно клянусь"*, мы будто бы переходили в разряд наиболее честных, организованным, образованных и так далее.
Нет, ничего общего не может быть у пионера ни с одной из современных культур! Между тем, четкие построения, одинаковая одежда, марши, отдача чести (да не поймите меня превратно - имеется ввиду 35-градусный наклон кисти правой руки над головой при встрече пионеров и комсомольцев) - все это по современным мерках движение милитаристов (любителей военного стиля), да собственно и истоки пионерии - в скаутском движении, призванном воспитать будущих партизан, разведчиков, в общем, солдат (скаут в переводе с англ. - разведчик, шпион), которые с детства будут исправно служить интересам старших товарищей - комсомольцев и членов партии. На память сразу приходит шпион, доносчик, партизан и, в общем, отличный пионер - Павлик Морозов.
Кстати о партии. Хотите - верьте, хотите - нет, но партия рабочих и крестьян (пролетариата) - прародитель современной хулиганской субкультуры гопников (представителей маргинальной молодежи, ведущих асоциальный образ жизни; субкультура довольно интересная, рождающая множество ироничных легенд и предубеждений).
Название субкультуры происходит от городского общежития пролетариата, каковое имело место быть в Петрограде в гостинице "Октябрьская" в 20-х годах 20-го века**.
Гопничество, как ни удивительно, удачно ассимилируется в любом обществе, ведь большая часть гопников - парни с рабочих окраин, представители бедных семей, часто малограмотные. Стереотипный внешний вид гопника включает обязательную кепку, костюм из синтетического материала - чаще всего марки "Адидас", реже классические брюки - часто большего размера, обязательным является ношение барсеток или поясных сумок.
Из парадоксов одежды гопничества стоит отметить заправляемые в штаны майки и футболки, а также совмещаемые спортивные штаны с туфлями, либо наоборот - строгие брюки с кроссовками. Кстати, по одной из версий происхождение слова "мусор" (в значении работника милиции) - мы обязаны именно гопникам: уголовное "мусор" является производным от аббревиатуры МУС - Московский уголовный сыск. Именно сотрудников этого полицейского подразделения шпана, собираемая в ГОП, и называла поначалу МУСорами - действительно, таким образом, сравнивая с отбросами, хламом, ненужным сором. ***
Кстати и разговоры, свойственные современным гопникам имеют происхождение чисто пролетарское:
- Ты кто по жизни?
- Я по жизни босяк (ныне заменяемое на пацан, ваще реальный пацан и пр.) - обычный разговор для пролетарской босоты****.
Так что гопники и милитари - никак не могут претендовать на статус новой субкультуры - все это было.
Гламурное никто
Казалось бы другое дело - гламуры и эмо-панки. Не тут то было!
Что есть гламур*****, как не пышность, внешний блеск, лоск, красота или, как снова стало модно говорить - светскость. А не та ли эта светскость, о которой мы читали у Толстого: пышногрудая Элен Безухова, с красивой внешне оболочкой на поверку оказалась пустышкой, бездумной куклой - чем не образ современной светской львицы, о которой кроме того, что она гламурная - больше и сказать-то нечего - не поэт, не художник, не трудяга, не ученый, никто… Зато гламурный, светский!
Гламур, по определению популярного писателя Виктора Пелевина - маскировка, которая нужна для повышения собственного статуса в глазах окружающих: элита, бомонд, богема, светские львы и львицы - это и есть гламуры. К слову сказать "светская львица" как социальное явление - детище 30-х годов 19-го века, когда увлечение балами, великосветскими беседами и прочим достигло максимального размаха. Пустота гламура настолько очевидна, что ее просто нечем прикрыть: воскресенье, передача на ТВ, что-то о мире звезд, журналист берет интервью у одной из гламурщиц, снизу резюме: Ульяна Цейтлина, светская львица, подруга Ксении Собчак! Понятия достаточно громкие, но ничего не значащие - девушка сама по себе, в отдельности от своей подруги - никто. Следует сделать вывод, что гламур не только субкультура, но и социальная прослойка общества, сходная с аристократией в русском дореволюционном социуме.
Что касается культуры эмо, так на ум из прошлого приходит Фаринелли-кастрат (Карло Броски 1705-1782, кастрат-сопранист, который внешне имел и женские и мужские черты) - легендарный певец, от громкого голоса которого эмоциональные женщины падали в обморок. Дебютировавший в 1722 году Фаринелли быстро достиг славы, сравнимой только с музыкальной славой Моцарта. Мода на пение кастратов распространилась настолько, что главы европейских государств вынуждены были запретить кастрирование начинающих певцов законодательно…
Н-да, прямо сказать существование в любой из перечисленных субкультур не прельщает. Ах, да! Забыл: в наше время нельзя быть "вне", создам как я собственную субкультуру - любителей истории. Что? И такая уже есть!? Впрочем, неудивительно…

Сноски:
*интересна редакция первой пионерской клятвы от 1922 года: "Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться!" - своеобразная присяга.
**имеет право на существование версия о Городском Обществе Призрения, где содержались бомжи, бродяги и больные люди, однако, вариант по многим причинам менее вероятный и, естественно, для хулиганской субкультуры более обидный. Версия происхождения слова от "гоп-стоп" не выдерживает критики, ибо выражение появилось уже после возникновения понятия "гопник" и собственно от него и образовано.
***Подобный способ достаточно характерен для "блатного" словообразования: мурками звали сотрудников МУРа соответственно.
**** Современное слово "тусовка" также имеет происхождение "босяцкое": тусоваться или, что более соответствует жаргону - тасоваться - в первоначальном значении - болтаться без цели (отсюда позднее словоформа потасовка - драка). Кстати, вот факт, Пушкин в юности писал о своем приятеле Михаиле Яковлеве:
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою…
***** glamour, - англ. "чары", "очарование".

Рисунок с сайта http://emokid.org.ua