Стыдный инстинкт: почему в нашем обществе столько педофилов и случаев инцеста

Все чаще и чаще мы узнаем о чудовищных случаях насилия в отношении детей. Практически ежедневно правоохранительные органы и СМИ сообщают очередную леденящую кровь историю. Что происходит с нашим обществом? Когда и почему в нем появилось столько педофилов, насильников, случаев инцеста? Эти вопросы мы адресовали психологу Елене ТРЯКИНОЙ.

Питательный раствор для процветания любых пороков

– Опуская эмоции относительно массовости раскрываемых случаев педофилии и насилия в семьях, хотелось бы спросить: вы лично сталкивались в своей работе с подобными случаями?

– К сожалению, да. В моей практике были случаи, когда женщина находила истоки своих сложностей в полном недоверии или, наоборот, в отсутствии разумных требований к мужчинам. И, как потом выяснялось, причиной этого становился пережитый в детстве опыт сексуальных домогательств со стороны взрослых мужчин, чаще всего со стороны родственников, которые бывали в семье.

Практически каждая испытавшая подобный опыт женщина живет с ощущением обиды по отношению к родителям, которые не смогли ее защитить, и самое главное – она одновременно и понимает и не понимает их!

Она осознает зависимость матери от родственников, понимает то, что ей было очень сложно выйти за пределы большой многоуровневой патриархальной семьи, но в то же время не понимает ее как мать. То есть идет еще и отрицание материнства!

Случай многолетнего сожительства мужчины с падчерицей, который недавно получил широкую огласку, как раз из этой оперы. А сколько еще подобных трагедий, о которых мы не знаем!

– Не знаем или не хотим знать? К сожалению, в обществе принято замалчивать подобные проблемы.

– Да, вы правы. Замалчивание – большая проблема, и моя практика свидетельствует о том, что почти все подвергнувшиеся сексуальным домогательствам женщины считают, что родители, скорее всего, не хотели об этом знать, они как бы оглохли и ослепли, и мы прекрасно понимаем почему.

Потому что, если ты знаешь – надо действовать, а если действуешь, то об этом невозможно умолчать, значит, все становится достоянием родственников, соседей, общественности, правоохранительных органов. Этого у нас стыдятся и предпочитают делать вид, что не замечают очевидных вещей.

Обратите внимание, в каждой истории выясняется, что насильника знают, чаще всего это родственник или близкий знакомый, который живет где-то поблизости. Это и становится причиной того, что насилие над детьми длится годами, а виновник остается абсолютно безнаказанным. "Он сказал, что меня уроет". Исповедь девушки, которую с восьми лет насиловал отчим

Я думаю, закрытость, страх огласки – прекрасный питательный раствор для процветания любых пороков, в том числе всех форм насилия в семье, потому что насильники убеждены в своей безнаказанности, они твердо уверены в том, что их преступление (а это преступление) останется внутри семьи. Чаще всего из-за этой самой стыдливости так и происходит, и драма остается незаживающей раной не только в душе женщины – она и мужчину уродует.

Откуда это идет? Во многом наше общество до сих пор остается феодальным, даже средневековым! Общество такого типа характеризуется тем, что ценность личности в нем является минимальной. Когда главной задачей является выживание рода или семьи, ощущение ценности собственной жизни категорически отсутствует. Я считаю, что именно отсюда проистекают неуемный конформизм, готовность к соглашательству, к сдаче всех своих позиций.

Простейшая вещь: если вам что-то не нравится – скажите об этом, но люди не говорят, они привыкли автоматом на все соглашаться и сами себя прогибать.

Такой человек живет в условиях постоянного конфликта между тем, что он хочет, и тем, чему он должен следовать, по его мнению, он не решается пойти за своими желаниями, ему легче реализовывать общепринятую модель поведения.

Что скрывается за фразой “все так живут, так принято”

– Но это ведь тоже признаки инфантильного поведения. Пойти наперекор шаблонам не каждый может себе позволить. Чаще всего именно психика людей не готова к нонконформизму, поскольку это подразумевает способность преодолеть прессинг со стороны родных, друзей, коллег.

– Именно! И не только пережить прессинг, но и пожертвовать чем-то и, что самое главное, взять на себя ответственность, то есть по-настоящему повзрослеть.

К сожалению, одна из слабостей общества заключается в том, что у нас индивидуальная ответственность подменяется коллективной. Наше общество представляет во многом инфантильных людей, которые не желают взрослеть. Ведь что такое взросление? Это умение брать ответственность на себя. А зачем, если можно слепо следовать общепринятым схемам?

Возьмем многократно обсуждаемые широкие и весьма затратные свадьбы.

Почему, даже понимая всю их бессмысленность, люди продолжают собирать роскошные тои? Потому что панически боятся осуждения со стороны родных и близких.

Мне всегда было интересно – какое право имеют родные и близкие на это осуждение? Видите ли, все хотят повеселиться, но это ведь действительно огромные расходы, и не секрет, что некоторые семьи вынуждены брать кредиты для того, чтобы родственники были довольны. То есть родственники, которые вообще-то должны понимать и поддерживать, сами своим осуждением или, наоборот, одобрением стимулируют людей влезать в финансовую яму? Получается, что, по большому счету, им наплевать на то, какие материальные трудности будет испытывать семья после проведения такого праздника.

– Эта тема действительно многократно поднимается в казахстанских СМИ, и нужно признать, что современная молодежь все чаще отказывается от таких, по большому счету, никому не нужных расходов. Но, судя по всему, это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Авторитет родственников часто бывает непререкаем, а конформизм непреодолим.

– Да, это непросто, но не невозможно! В любом обществе всегда были приняты ритуалы инициации, или взросления. Эти обряды были очень болезненными, после них, как правило, оставались какие-то шрамы. Я думаю, что молодые люди, которые категорически отказываются от пышных свадеб и декларируют свои цели и задачи, проходят своего рода обряд инициации. Они заявляют: мамы, папы, мы любим вас, но хотим взять ответственность за свое будущее сами, быть взрослыми и имеем право на самостоятельную жизнь. Да, больно и страшно и вызывает ожидаемый негатив, но они идут на это.

И чаще всего, когда они преодолевают сопротивление родни, плохо не бывает никому, тогда как истории, в которых молодые люди “прогнулись”, часто встают между ними как предмет ссор, споров и нередко становятся причиной разводов.

Я горжусь такими “взрослыми” людьми, потому что, во-первых, в их действиях вижу вызов феодальным устоям, а во-вторых, в них проявляется так необходимый нашему обществу элемент личной ответственности. Это тоже большая тема для обсуждения. Коснемся и ее. Бабушкино воспитание – хорошо или плохо?

Что снимает личную ответственность каждого конкретного человека? Конформизм. “Все так живут. Так принято” – эта наша любимая “приговорка” есть не что иное, как попытка снять с себя ответственность. Однако современный человек не должен так рассуждать. Это невежественно.

Уму непостижимо, но в обществе до сих пор не хотят принять факт, что наши женщины имеют равные с мужчинами права. Но в вопросах гендерного равенства мы шестые в мире еще с 1918 года! По идее должны были отпраздновать столетний юбилей, а до сих пор приходится проводить с женщинами юридический ликбез.

Я сильно подозреваю, что самые большие проблемы у наших людей связаны именно с излишним конформизмом, когда люди запрещают себе критическое мышление, когда проще согласиться, чем высказать свое мнение. Беда в том, что в обществе здоровый эгоизм зачастую замещается нездоровым эгоцентризмом.

Здоровый эгоизм – это когда человек на вопрос, чего он хочет, отвечает: “Я хочу быть счастливым!” и понимает, что для того, чтобы стать счастливым, достигнуть чего хочется, нужно чем-то пожертвовать, приложить усилия, в чем-то умерить себя, то есть получить полные условия для своего развития. Однако у нас часто бывает все с точностью до наоборот, когда человек готов на жертвы и лишения, но ориентация на собственное счастье у него полностью отсутствует. Важнейший элемент человеческой мотивации, это самое “я хочу”, остается где-то за скобками. Мы не много желаний позволяем себе.

То же самое касается целей. Зачастую наши люди очень плохо формулируют их и живут счастьем своих детей. Практически сто процентов женщин говорят: “Дети – мое счастье”, и, возможно, отсюда идет искажение себя и мира.

Человек жертвует личными интересами, и в результате получается, что жизнь прожита, а никаких радостей он не испытал, поскольку его мечты остаются забытыми. В итоге мать в старости ждет от них какой-то отдачи, благодарности, заботы.

Я ни в коем случае не против ответственности за родителей, но дети должны брать ее осознанно, а не нести как тяжкий груз.

“Мы тебе всю жизнь посвятили”

– Как вы думаете, не является ли эта жертвенность, которая зачастую преподносится как некая добродетель, обыкновенной трусостью родителей, которые не имеют смелости добиваться своих собственных целей?

– Согласна, это не жертвенность, а трусость, неспособность озаботиться своим счастьем. Это тоже свое рода перенос, и речь идет уже о том, что, “посвящая” свою жизнь детям, родители попросту подменяют свои цели теми, которые ставят перед своими детьми.

Манипулятивные фразы типа “мы тебе всю жизнь посвятили” есть не что иное, как преподносимая под видом жертвы попытка, с одной стороны, заставить ребенка подчиняться воле родителей, а с другой – стремление заставить его добиться того, чего не смогли, не захотели и не осмелились сделать сами родители.

Однако это преподносится как некая жертва, принеся которую, они ожидают от своих детей какой-то отдачи. Неуемные ожидания родителей – еще одна из проблем нашего общества.

Ребенок появляется на свет не для того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания, а чтобы прожить свою уникальную жизнь. Необходимо помнить о том, что родители принимают на себя ответственность при рождении ребенка, который не просил их об этом, зачем в таком случае грузить его чувством долга? Я не снимаю ответственности детей за родителей, но это, мягко говоря, очень странно – рожать ребенка только для того, чтобы он подал тебе стакан воды в старости. Не проще ли позаботиться о своих пенсионных вкладах? Родителям, которые растят морально ответственных, здоровых детей, одинокая старость не грозит.

Больше того, родители, которые повторяют, как мантру, “наше счастье – это наши дети”, возлагают на своих детей колоссальную ответственность. То есть я, ребенок, несу на себе груз смысла жизни своей матери. Это же ужасно. Это совершенно нечестно, в конце концов!

И как в такой ситуации детям не вырасти инфантильными? Как им вырасти независимыми? Вы знаете, почему считается, что в случае с наркоманией или алкоголизмом вмешательство родственников смерти подобно? Потому что зависимый человек в такой ситуации лишен элементарного животного страха умереть, поскольку знает, что это становится проблемой родственников, которые тащат и спасают. И так продолжается до тех пор, пока или наркоман, или алкоголик не умрет просто потому, что медицина станет бессильна.

Я всегда хочу спросить у таких родителей: разве не страшно до седых волос решать проблемы своих детей? Рано или поздно вас не станет, и как вы прикажете жить вашим детям? Как жить людям, у которых нет ответственности даже за собственную жизнь? Как им растить своих детей?

“Ты живешь хорошо, а твой родственник хуже, значит, ты должен с ним поделиться”

– Но у этой медали есть и другая сторона. В нашем обществе принято стыдливо замалчивать случаи, когда взрослые дети живут на пенсии своих родителей. Как можно объяснить это?

– Увы, далеко не редки случаи, когда великовозрастные дети паразитируют на пенсии своих престарелых родителей. Это оборотная сторона того, что называется “мы боимся остаться в старости одни”.

Да, чтобы избежать одинокой старости, родители пестуют своих детей, помогают, решают проблемы, в угоду своим иллюзиям делают их совершенно беспомощными, зависимыми от себя.

А сколько таких историй, когда родители отказывают себе в удовольствиях для того, чтобы купить детям квартиру, машину и прочие блага? Потребности детей растут вместе с ними, и это чудовищно, когда сыну глубоко за тридцать, а мать все еще считает, что она должна ему помогать. Этому нет конца и края, и это ужасно, потому что никто в этих откровенно созависимых отношениях не живет полноценной жизнью. Не живет нормально вообще!

Принятая у нас помощь родственникам тоже очень спорный вопрос. Люди должны понимать, что, помогая родственникам, они лишают их многих возможностей. Я веду речь не о больных и престарелых, когда люди действительно нуждаются в помощи, а о тех случаях, когда нам навязывают идею о том, что надо делиться. Вот, мол, ты живешь хорошо, а твой родственник хуже, значит, ты должен с ним поделиться. В результате общество лишается стимула к развитию.

Зачем ему самому учиться, приобретать квалификацию, если, например, его старший брат будет тянуть всю семью?

Мне всегда грустно наблюдать за нашими людьми за границей. Обратите внимание, только наши пенсионеры не смеют выезжать куда-либо без детей или внуков. Просто поехать к морю и отдохнуть у нас считается чем-то недопустимым, нашим пенсионерам даже в голову не приходит, что они могут себе это позволить. Ну какое удовольствие пожилому человеку лететь в самолете с пятилетним внуком часов шесть, это же в определенном возрасте уже сложно физически. И эта модель поведения тоже результат того, что в сознании людей пока не укоренилось понимание собственной ценности, осознание своего собственного права на счастье. Молодожены делили в суде ложки, вилки и ковры: подробности уникального развода в Казахстане

– Какая-то уж очень печальная картина получается, вы не находите? Куда ни кинь взгляд, всюду наткнешься на инфантильных и эмоционально незрелых индивидуумов. Трудно удержаться от вывода о безнадежности и отсталости нашего общества, не так ли?

– Меня всегда возмущает, когда говорят, что мы отсталые. Это неправда. В любом обществе есть авангардные, образованные люди, есть и инертная, более дикостная масса. Есть и люди с более высоким уровнем развития, которые являются маяками, а есть с низким уровнем развития и жизни. Это неправда, что у нас по-другому. Например, жизнь миллионера в Швейцарии не сильно отличается от жизни миллионера с Рублевки. Точно так же и низкообразованное, неквалифицированное, асоциальное общество в каком-нибудь депрессивном пригороде Детройта ничем не отличается от людей, живущих в каком-нибудь разрушающемся городе на просторах СНГ.

Мне очень нравятся наши люди. Они умны, у них достаточно высокий уровень эмоционального интеллекта. Наши люди очень совестливые, и многие просто не подозревают о том, на что они способны.

У нас есть понятие о долге, дружбе, о совести. У нас до сих пор можно пристыдить человека, и он поймет, что был не прав.

Я искренне верю в будущее наших людей. У нас есть самое главное – стремление к поиску духовных идеалов, а это всегда хорошо, замечательно и очень перспективно!

АЛМАТЫ