Правда, этот ход давно известен и адаптирован в Америке, мы же просто берем американскую модель высшего образования и… запускаем ее у себя.
Европа нам не подходит
Еще до недавнего времени чиновники от образования бурно спорили, на какой системе образования, в качестве образца, остановиться Казахстану: европейской или американской?
Так вот теперь, кажется, они определились. Наиболее близкой Казахстану (по понятиям, терминам и концепции) оказалась американская модель. В стране уже введена двухступенчатая система получения знаний в вузах - бакалавриат и магистратура, которая отчасти соответствует американской. И наш бакалавр, и американский - это студент, отучившийся в вузе четыре года, тогда как в Европе степень бакалавра можно получить по окончании девятого класса средней школы.
Кстати, в Казахстане были прецеденты, когда наши абитуриенты, рассчитывая на помощь зарубежных государств в получении высшего образования, вдруг оказывались там со степенью бакалавра (автоматически после окончания школы) и в силу этого не могли получить государственные стипендии. Доказать, что в Казахстане выпускник школы не является бакалавром, они не смогли. Некоторые, не имея своих средств на образование, но обладая уникальными знаниями, вынуждены были вернуться на родину и продолжить образование здесь.
Несовпадения с европейской моделью заключаются еще и в том, что там в двенадцатилетнее образование заложено обязательное получение той или иной профессии, и как следующий шаг профмастерства - выбор вуза по профессии, полученной в школе. Казахстану, с его разрушенной в школах базой профмастерства, такие условия не подходят. Главным же в выборе новой модели реформирования высшего образования стали даже не различия и совпадения с другими моделями, а тот факт, что Казахстан собирается подписать Болонскую декларацию. Это значит, что его высшее образование должно соответствовать международным стандартам, диплом должен котироваться за рубежом. Всего этого можно будет достичь, введя в вузах понятие кредит. Что это такое? Почему ранее существовавшая система рейтингов и баллов не смогла приблизить нас к цивилизованным стандартам, обеспечить качество полученных знаний? Как и каким образом со всеми этими глобальными задачами справится кредит?
Проверка знаний рублем
Преподаватели вузов еще не совсем хорошо разобрались в предлагаемом нововведении. Со слов же пресс-службы Министерства образования кредитная технология позволит измерить, взвесить, учесть объемы работы студентов. Кредитом будет называть один академический час работы студента в аудитории (в вузе). Что это принципиально изменит? Оказывается, все!
Рейтинговая система была апробирована в вузах еще в 2001 году. Преподаватели на каждого студента составляли коэффициент предмета, коэффициент зачета и коэффициент семестра. Суммировали коэффициенты и выводили баллы.
Максимально можно было набрать 108 баллов (при условии, что студент посещал все лекции, выполнял все самостоятельные работы, проходил практику). Минимально - 46. Чем была удобна эта система? Тем, что неуспевающие ученики все равно вынуждены были учиться. Когда они приходили в конце семестра и просили о помиловании, преподаватели вполне резонно могли отказать в помощи, так как для погашения долгов надо было набрать баллы. Это стимулировало учащихся, добирать нужное количество, выполнять задания, получать знания.
Параллельно с балльной системой в вузы внедрили реформу, которая в народе получила название - четыре плюс два. Четыре - это годы обучения в бакалавриате, а два - в магистратуре. Так на факультете журналистики, отучившись четыре года, можно было стать репортером-журналистом. Поступив в магистратуру, можно было получить специальные знания и затем преподавать журналистику или быть обозревателем в той или иной области (в зависимости от того, какую специализацию выбрал). Такой механизм давал хорошие знания, но лишь тем, кто сознательно стремился не к регалиям, а к знаниям.
Кредитная технология заставит учиться всех. В противном случае студентов будут нещадно отчислять. Причем, если раньше вузы боялись этого делать, понимая, что они отчисляют не просто Васю Пупкина, а тем самым уменьшают свою собственную зарплату (Пупкин платил за образование), теперь, чем больше преподаватели отчислят студентов за неуспеваемость, тем больше будет у них заработная плата. Как так?
Все темы по всем образовательным дисциплинам будут разделены на кредиты. Каждый кредит (исходя из времени обучения и профессионального значения) будет оценен в денежном эквиваленте, грубо говоря, будет чего-то стоить. Если студент оплатил за всю учебную программу, а смог сдать или освоить только три кредита, он должен будет снова заплатить за всю программу и получить знания по недостающим кредитам. Получается, что у студента пропадает желание прогуливать лекции, затягивать выполнение курсовых работ. За каждый недочет придется снова платить как за весь курс обучения. При этом, не исключено, что самых нерадивых студентов будут оставлять на второй год обучения, за который они должны будут снова платить. Для тех же, кто захочет исправить положение и добрать недостающие кредиты, будет введен дополнительный летний семестр обучения. Заплатив за курс(!), студент сможет получить знания по пропущенным темам, то есть получить кредиты. Преподаватели говорят, что такая постановка вопроса, заметно облегчит их труд. В последнее время вузы были переполнены денежными студентами, но абсолютно нежелающими учиться. Теперь вузы надеются, что они заполнятся только лучшими, идейными, целеустремленными кадрами. Студенты поймут, что выгоднее учиться, чем проводить время в вузе.
Выгоднее эта система и для кошелька преподавателей. Деньги, привлеченные с кредитов за обучение, пойдут им на зарплату и на развитие базы институтов. Все очень логично, как в Америке.
И еще. Обязательным условием для окончания института будет получение определенного количества… не знаний, а кредитов. Теоретическое обучение составит 128 кредитов. Из них практически в каждом вузе 8 кредитов будет отведено изучению английского языка.
Вверх по лестнице
Добраться до магистратуры с такими правилами учебы будет непросто. А если учесть, что при переводе с курса на курс будут введены проходные баллы, то счастье получить высшее образование, наверное, будет улыбаться не так часто и далеко не всем. Что будет представлять собой проходной балл?
Это нововведение, которое будет внедрено в каждом вузе, но высчитано каждым вузом в отдельности. То есть институт, исходя из своей специфики, установит проходной балл, набрав который, можно будет рассчитывать на дальнейшее обучение, на перевод на следующий курс. Если учащийся не наберет нужное количество баллов, его оставят на следующий год, при этом он должен будет снова заплатить за обучение. Баллы будут увязаны с кредитами. И в случае, если у студента окажутся запущенными определенные темы по тем или иным дисциплинам, оставшись на второй год, он сможет изучать только их (но платить придется полностью за весь курс). Теперь понятно, почему в Америке люди учатся всю жизнь, и являются студентами даже в старости.
Зато уйдут ненужные предметы
Несмотря на ужесточение правил обучения, чиновники от образования трезво подумали и решили, что вряд ли стоит оставлять психолога на второй год за то, что он не сдал кредит по этнопсихологии. А вот если он не сдал кредит по общей психологии или патопсихологии, тогда совсем другое дело.
Теперь для бакалавриата будут обязательными 7 дисциплин: история Казахстана, философия, казахский язык, русский язык, математика, информатика, иностранный язык. Все остальные предметы будут преподаваться в виде дополнительных образовательных программ. На них не будут распространяться кредиты, а это значит, что платить за изучение дополнительных предметов можно будет только в том случае, если их выберет сам студент. Однако, заплатив за дисциплину и не освоив ее, он не будет считаться двоечником.
В общем, очень скоро в вузах будут учиться только те, кто сможет учиться (если у них, конечно, денег хватит). Все остальные плавно перетекут в категорию вечных студентов.