Еще в самом начале строительства пришлось пожертвовать около 70 тысяч молодых деревьев, расположенных вдоль трассы, – они мешали возведению дороги. Госорганы пошли на это при условии, что подрядчики должны посадить новые саженцы сразу после того, как сдадут в эксплуатацию свои участки. Увы, позже стало ясно, что акцию по восстановлению зеленого парка невозможно осуществить в полной мере. За новыми участками дорог идут земли, находящиеся в частном пользовании. А без их согласия шагу ступить нельзя…
Но если эту проблему теоретически можно решить в будущем, то вот другая грозит экологической катастрофой. Дело в том, что многие компании ведут разработку карьеров вопреки земельному законодательству, а зачастую – без правоустанавливающих документов! Достаточно проехать вдоль строящейся трассы по территории Жамбылской области, чтобы убедиться в этом. Песок, щебень и гравий добываются на тех участках, на которые разрешения не выдавались и не могли быть выданы. Например, вблизи расположения водоемов этого делать нельзя категорически, так как возможны изменение русла рек и затопление населенных пунктов.
Любопытно, что чиновники прекрасно осведомлены о происходящем. Но они, похоже, махнули рукой на беспредел со стороны оборзевших (другого слова и не подберешь) компаний. Иначе чем объяснить тот факт, что два года подряд разные проверяющие органы выносили предписания и предупреждения с требованием прекратить незаконные разработки карьеров? Но дело не сдвинулось с мертвой точки ни на йоту... Компании оплачивают штрафы и продолжают незаконную деятельность – ведь игра стоит свеч!
Меж тем областная прокуратура бьет тревогу. Необдуманная разработка карьеров и незаконная добыча материалов неминуемо приведут к истощению плодородного слоя земли и другим экологическим последствиям. Незаконная разработка карьеров становится причиной деградации земель, безвозвратной утери плодородного слоя почвы.
В свое время разговор с нарушителями Земельного кодекса вел первый вице-премьер РК Умирзак Шукеев. Во время визита в Жамбылскую область он говорил, что компании должны привести в порядок правоустанавливающие документы. Но те фактически проигнорировали “пожелания” высокопоставленного чиновника.
– Более того, в прошлом году правительство приостановило выдачу лицензий на недропользование в этих районах, но руководители компаний стали получать доступ к карьерам через другие предприятия, разрешения которым выдали ранее! – говорит начальник областного департамента автомобильных дорог Улан Алипов.
Но проблема может приобрести гораздо более серьезные масштабы, поскольку совсем скоро предстоит освоение новых карьеров. Письма по этому поводу направлялись в Министерство индустрии и торговли, но чрезвычайных мер не последовало… Недавно свое мнение в ходе совещания в Таразе высказал и вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров:
– В регионе строительство участка дороги Западная Европа – Западный Китай в основном ведется за счет внешних займов. А международные финансовые институты приступают к финансированию проектов только в том случае, если все идет законно.
Но обратят ли внимание на это предостережение? Верится с трудом... Вообще, такое впечатление, что чиновники закрывают глаза на художества нарушителей и только для вида пугают их неприятными последствиями. Ведь на кону графики строительства тех или иных участков, срыв которых чреват для имиджа страны.
Подрядчики, занятые на строительстве автомагистрали, нарушают и другие договоренности и инструкции, что приводит к фатальным последствиям. На своих участках они обязаны обеспечивать безопасность дорожного движения. Но, несмотря на неоднократные предупреждения, водители грузовиков и самосвалов едут по трассе без тентов. Пылевая завеса из сыпучих материалов зачастую приводит к плохой видимости, закрывая обзор другим автомобилям. Порой КамАЗы идут сплошной длинной цепочкой, обогнать их – дело весьма рискованное. Некоторые едут на очень высокой скорости, устраивая соревнования с легковушками. В этом корреспондент “Каравана” убедился, проехав по трассе Алматы – Ташкент в Рыскуловском, Меркенском и Жуалынском районах Жамбылской области. А учитывая, что не везде установлены сигнальные знаки, ездить вдоль строящейся трассы по временной дороге особенно опасно в ночное время.
– Трассу мы строим для обеспечения безопасности дорожного движения, – сказал Азат Бектуров. – Если сейчас там гибнут люди, то это, наверное, неправильно…
Как свидетельствует статистика, в прошлом году в Жамбылской области на дорогах республиканского значения произошло 174 аварии, 154 из них приходится на те участки, где сейчас ведется строительство трансконтинентальной трассы. Погибли и ранены сотни людей… Все это – результат чрезвычайно мягкого отношения государства к нарушителям закона. Но кто-то из чиновников должен же в конце концов задаться вопросом: “Доколе?”...