Восточный Казахстан погряз в строительных скандалах. За последние четыре года на всю страну прогремели уголовные дела по хищениям при возведении президентской школы, машиностроительного колледжа, поселка оралманов, районной больницы, центра крови… Даже крепкие, казалось, стройфирмы оказались в списке недобросовестных подрядчиков. Еще десяткам предъявлены штрафы. Только за прошлый год госорганы выставили за срыв сроков сдачи объектов неустойку на… 1,2 миллиарда тенге! Что происходит? На прошлой неделе областная прокуратура выдала диагноз: отрасли помогают загнуться… чиновники.
– По вине госорганов допускаются системные нарушения на стадии проектирования, в процессе госзакупок, при выполнении подрядчиком работ, – заявил на коллегии руководитель управления областной прокуратуры Руслан ШИДЕРДИНОВ.
В доказательство он привел пример детской больницы в Усть-Каменогорске. Заказчик протянул с выдачей исходных данных. Трижды сменил название проекта, превратив больницу из областной в городскую. Почти вдвое сократил срок проектирования, а стоимость проектных работ – вчетверо!
– Аналогичная ситуация в Тарбагатайском районе. В конкурсной документации на проекты интерната и школы заказчик указал стоимость работ 3,5 и 4,5 миллиона тенге, хотя по нормативам она на порядок выше, – возмутился представитель прокуратуры. – Как при такой оплате выдавать качественные проекты?
По словам главы областной ассоциации строителей Игоря ШАЦКОГО, в регионе осталось всего трое опытных проектировщиков. Остальные разбежались.
Львиная доля исков по госзакупкам приходится на фирмы, сорвавшие сроки строительства школ. В 2012 году это было даже темой специального “круглого стола” в областном суде.
– Фирмы вынужденно соглашаются на все условия заказчика, – отметил тогда судья Ераман УТЕШЕВ. – Закрывают глаза на недочеты проекта, нереальность сроков. Был случай: по проекту работы должны длиться 23 месяца, но в конкурсной заявке установили 4 месяца! Естественно, подрядчик нарушил срок и попал под иск. Госзаказ на строительство в Восточном Казахстане почему-то разыгрывается в ноябре – декабре. Срок сдачи – март – апрель. Реально построить новую школу или больницу за четыре месяца, из которых три – зима?!
– Я не хотел подписывать договор со сроком 4,5 месяца, но пришлось – работать-то надо, – рассказал директор фирмы “Триада” Галымжан МУКАШЕВ. – У меня объект в селе Мамай Кокпектинского района. Это полюс холода. В городе – минус 40, в Мамае – минус 50.
Треть споров – из-за не предусмотренных проектом работ. Примеров море. В Усть-Каменогорске фирма за свой счет тянула к стройплощадке 2 километра электролинии и водопровода. В Курчумском районе компания месяц за свой счет разбирала старое строение и расчищала площадку под новый Дом культуры. В Тарбагатайском районе, подчеркнул Руслан Шидердинов, подрядчик обязан построить за 180 миллионов тенге школы в селах Аксуат и Жанааул, тогда как реальная стоимость – более 700 миллионов! Ситуация патовая. Ради сохранения фирм предприниматели вынуждены соглашаться и нарываться на штрафы, иски. В 2011 году отозваны лицензии у 19 компаний. В 2012-м в черный список попали еще семь.
– Если проблему не решить, завтра не останется фирм, которые пригодны строить, – заключил Игорь Шацкий.
В областной ассоциации строителей убеждены: все самые скандальные объекты связаны с фирмами-варягами. Одна фирма, по словам Игоря Шацкого, пришла из Шымкента. Получила, не имея технической базы, дорогостоящие заказы, ни один из которых не сдан в срок. Другая шымкентская компания, которую учредил арестованный ныне экс-начальник отдела экономики горакимата Жанэт Нурлан, выиграла тендер на 5 миллиардов тенге по строительству поселка оралманов. Подряд на возведение центра крови в Усть-Каменогорске получила алматинская фирма, учредитель которой нынче в бегах. А еще устькаменогорцы не дождутся, когда подрядчик из Алматы завершит театр казахской драмы. Строить его начали летом 2011-го, срок работ – 25 месяцев. Но вместо театра пока полуголый каркас.
Прокуроры на коллегии не скрывали изумления от изобретательности чиновников в мастерстве протаскивания угодных фирм.
– В Семее в конкурсе на строительство сетей от поселка Холодный Ключ значилось обязательное наличие в черте города производственной базы, – сообщил Руслан Шидердинов. – В конкурсе на водопровод в селе Булак поставщик получил отказ из-за отсутствия электронной копии доверенности представителя. В конкурсе на возведение одноэтажных объектов управление строительства потребовало 11 наименований кранов…
Восточный Казахстан получает щедрое финансирование на строительство социальных объектов. Десятки миллиардов. Только на сельские школы, амбулатории, клубы в 2012 году из бюджета ушло около 20 миллиардов тенге. В следующем году, по информации пресс-службы акима области, на программу “Доступное жилье” регион получит больше 9 миллиардов. Кто и как распорядится колоссальными средствами?
Усть-Каменогорск