Строители ушли, а музей оказался крайним

Как считают в Государственном музее искусств им. А. Кастеева критике и «наездам» они подверглись необоснованно со стороны жильцов нового ЖК на реке Есентай. Последние недовольны шумом холодильных установок, без которых музей – как без воздуха. Благодаря им все шедевры изобразительного искусства находятся здесь в целости и сохранности, с момента постройки здания -  с 1976 года! Почему застройщик не предупредил об особенностях соседства с музеем при реализации квартир – большой вопрос.

Чиллер – не домашний холодильник!

Еще когда в 2013 году стало известно, что в непосредственной близости с государственной сокровищницей намечается грандиозная стройка, сотрудники выражали свое беспокойство за сохранность ценнейших экспонатов. Как показало время, как в воду глядели.

- Изначально там должны были строить гостиницу, но поставили три жилых дома.  Есть нормативный документ, где сказано, что любая новая застройка должна учитывать интересы, формироваться в увязке с сооружениями, которые уже стоят, тем более у нас режимный объект. Но с нами же никто не советовался, наши сотрудники возмущались, но никто к ним не прислушался. Здание должно быть ограничено охранными зонами – раньше это было не менее ста метров.   Жилые помещения построены слишком близко.

Когда было холодно чиллеры (холодильные установки) не работали, а когда включились, жители стали обвинять во всех бедах музей, а музей здесь ни при чем, он был построен в 1976 году и прекрасно жил, и стоял до сего времени, и никому не мешал. На летнее время у нас включаются две установки, которые работают на такое огромное здание по очереди.  Они никому никогда не создавали проблем, до тех пор, пока не появились жильцы, - говорит директор Государственного музея искусств им.А.Кастеева музея Гульмира Шалабаева- Теперь   они предъявляют претензии к нам. Я спрашиваю, почему вы не обращаетесь к застройщику? Не мы строили, мы не заставляли никого там квартиры покупать. Теперь они нам предлагают – вы должны перенести холодильные установки на другое место. Вы представляете, это же не домашний холодильник, который можно из одного угла в другой поставить! Там все коммуникации, воздуховоды выходят на заднюю сторону музея! Мы же не можем музей закрыть, стены ломать и переносить, потому что им не комфортно. Можно поставить тройные рамы если на то пошло. Вроде сам застройщик получал разрешение от СЭС, что уровень шума не превышает допустимые нормы, точно не знаю. Но, видите, возмущаются и наезжают на музей.

Работа чиллеров обеспечивает жизнедеятельность музея и фонда национального достояния в виде работ великих мастеров современного и древнего Казахстана. Причем музей находится в этом здании уже 45 лет, система налажена задолго до появления ЖК.  В летнее время чиллеры работают с 07.00 до 18.00, старожилы говорят, что в советское время охлаждение было круглосуточным. Холодильные установки действительно шумно работают и можно понять жителей, что это приносит им дискомфорт. Но выводы о превышении уровня шума - преждевременные. По словам сотрудников музея «каких-либо сведений  и заключений официальных государственных органов на этот счет нет», поэтому пока рано утверждать о каких-либо нарушениях допустимого уровня дневного шума.

Как воздух

Так почему для музея эти холодильники – жизненно важны?

- От них зависит сохранность национального уникального культурного наследия, - поясняет директор музея. - Это наследие требует определенного температурно-влажностного режима. У нас должна быть температура в районе 18-20 градусов. В нашем здании даже летом всегда прохладно, если не будет режима пойдет нарушение красочного слоя картин, они начнут трескаться, разрушаться, осыпаться. Для нас чиллеры как воздух, без них музей - пропадет, как и все наше национальное культурное достояние. Нынешние чиллеры были установлены и введены в эксплуатацию в 2008 году, они ежегодно обслуживаются и как любой механизм могут ломаться. В 2017 году мы делали ремонт одного чиллера на внебюджетные средства. В этом году нам предстоит ремонт второго, стоимость таких работ порядка 12 миллионов тенге. Мы это делаем за счет спонсоров. Нам вменяют, что мы обязаны купить современные бесшумные установки и перенести их подальше, на улицу Сатпаева. Я объяснила, что у нас нет средств. Мы бы не потянули новые бесшумные чиллерные установки, как сказал наш главный инженер одна такая стоит около 40 миллионов тенге.  А по нормативам нужно две. Одна должна быть резервной. Я же понимаю, что Министерство культуры не может выделять средства, потому что кому-то неудобны наши холодильные установки. Наш музей не единственная организация в стране, у которой есть рабочие, текущие вопросы, какие-то проблемы. 

В данной ситуации получилось еще и столкнуть лбами госмузей имени Кастеева и Министерство культуры в вопросе изыскивания средств на дорогостоящие чиллеры (это при «живых» имеющихся холодильных установках), хотя очевидно, что здесь пытаются переложить ответственность за дискомфорт с застройщика на музей.

- Выставили меня в неприглядном свете, что я прошу помощи у жильцов на финансирование, недовольна работой министерства. Абсурд! Как раз-таки Министерство нас поддерживает. Наши зарубежные выставки состоялись благодаря средствам, выделяемым министерством, мы были в Италии, в США, в Турции, Москве и Петербурге. Теперь нас поставили в оппозицию к Минкульту, вот что обидно. Мне и жаловаться нет никакой причины. Даже во время пандемии, когда людей отправляли в неоплачиваемые отпуска, наши сотрудники сидели на «удаленке» и получали полную зарплату, это перечеркнуть никак нельзя. Мы получаем деньги на нужные запросы, вот, например, сейчас нам обещали на ремонт дома - музея Кастеева, это наш филиал, дом уже старенький, находится за дворцом Республики. Это дом, где в свое время жил сам Абылхан Кастеев, туда тоже приходят туристы или мы отсюда отправляем целыми группами, чтобы люди могли посмотреть быт, жизнь, как все было обустроено в доме, где жил родоначальник казахстанской изобразительной школы, - добавила Шалабаева.

Пользователи соцсетей уже поддержали старейший музей страны, написав, что «данная проблема – проблема исключительно жильцов, а не музея», что «застройщик должен был предусмотреть комфортное проживание жильцов» и в целом, что «нельзя было строить там дома», что вся эта ситуация стала возможной из-за точечной застройки, которой страдает современный Алматы.

Мы будем следить за развитием ситуации.