Стресс-тест: на какие вопросы не отвечает министр образования и науки Казахстана

Из 146 тысяч школьников заявки на участие в ЕНТ подали 102 442 претендента – на 10 тысяч больше, чем в прошлом году. Это “отлично” или “удовлетворительно”?

Еще одна цифра. Странная и загадочная. По словам вице-министра образования и науки РК Асхата АЙМАГАМБЕТОВА, за два года на родину вернулись 22 тысячи студентов, обучавшихся в зарубежных вузах. Кто они? Зачем и почему вернулись? На эти и многие другие вопросы попытался ответить директор образовательного центра “TMpressio”, эксперт ЮНЕСКО Василий ШАХГУЛАРИ.

ЕНТ для учителей

– У меня много вопросов к министру образования и науки РК г-ну Сагадиеву, на которые он вряд ли ответит. Во-первых, я не понимаю, почему не сдавшим ЕНТ (Василий Вачикович возмущенно стучит пальцем по столу) опять дали шанс для поступления через повторную сдачу комплексного тестирования? В прошлом году ЕНТ так пересдали почти 30 тысяч человек. Зачем людям, которые не прошли этот порог, дали возможность поступать? Тогда пусть Ерлан Кенжегалиевич заявит, что мы перешли на систему всеобщего высшего образования. Во-вторых, кто установил максимальный балл в ЕНТ – 140, а проходной – 50? Вузы набирают троечников-неучей? Это катастрофа для страны.

– Возможно, высшие учебные заведения просто хотят заработать на них?

– А каких специалистов они выпустят в итоге? Если человек в школе плохо учился, ни один вуз из него отличника не сделает! Деньги они на троечниках, конечно, заработают. А что от этого выиграет республика? Министр образования знает ответ? Немецкий философ Ясперс как-то сказал, что человек рожден, чтобы решать насущные проблемы. Сколько еще попыток надо дать неудачникам, чтобы они попали на студенческую скамью? Для чего за уши их тянуть? Где тут логика?

– Выпускные и вступительные экзамены – такая практика была и в СССР.

– Сегодня другие учебные программы, другие требования. Изменились ментальность, мотивация. Я не понимаю, зачем нужно делать послабления людям, которые не справились с итоговой аттестацией. Может, министр знает?

– 250 абитуриентов заявили, что готовы сдавать ЕНТ на английском языке. У нас есть преподаватели, которые готовы принять экзамен на языке Шекспира?

– Есть. За деньги они и биологию, и химию примут. Но знание языка и знание предмета – разные вещи. Человек может цитировать Байрона.

А какой рядовой учитель физики сможет завтра качественно преподавать на английском?

Ему надо годовые отчеты сдавать, годовые планы писать, готовиться к ЕНТ, самому проходить тестирование. А если преподаватель в юности учил немецкий? С нуля начинать? И за год освоить? Телега впереди лошади. Какой тут английский при нынешних учительских зарплатах? Им за это будут доплачивать? Нет ответа. Самые громкие самоубийства из-за ЕНТ в Казахстане

– На неделе прошла информация, что школы могут сами определять, какие предметы можно преподавать на английском. Один-два, не больше.

– Уже разумный шаг. Чтобы грамотно давать предметы на иностранном языке, нужно воспитать целое поколение специально обученных педагогов. Это не 5 и не 10 лет. Вызубрить термины на английском нетрудно. Давать разъяснения на нем гораздо сложнее. Может, чиновники в министерстве сами не знают языка и не понимают массива проблем?

Иногда они возвращаются

– С месяц назад вице-министр образования Асхат Аймагамбетов сказал, что за два года в Казахстан вернулись 22 тысячи студентов, которые обучались в зарубежных вузах. Вы верите этой цифре?

– А они что, сами писали письма в министерство? Еще могу понять болашаковцев, которые обучались за счет госбюджета. По ним есть официальная статистика. А по остальным?

– На сайте министерства я ничего не нашел.

– Я тоже. Отсюда вопросы: кто эти возвращенцы? По какой причине вернулись? Отличники? Отчисленные двоечники? Магистранты? Бакалавры? Где начали работать или продолжать учебу? Я обращался с этими же вопросами к коллегам в наших вузах – у них нет информации. В наших высших учебных заведениях не так много мест, куда можно пристроить такую армию.

– Если они учились там за деньги, то, возможно, у родителей возникли проблемы с оплатой обучения.

– Допустим. Если эти 22 тысячи проучились за рубежом год или два, то для зачисления в наш вуз им как минимум надо досдать историю Казахстана и казахский язык. А эта досдача – за деньги. Минимум 30 тысяч тенге. И сдача этой разницы может отбросить “дезертира” на курс или два ниже.

Я вижу здесь только один плюс: те, кто не сдавал ЕНТ, чтобы поступить в российские, китайские и другие иностранные вузы, могут поступить в наши без тестирования.

– По нашему законодательству, если не прошел ЕНТ – на бюджет не “сядешь”.

– Это правильно. Но меня тут другое смущает. Разные источники называют разные цифры возвращенцев. А сколько реально уехало и приехало?

– В России сегодня якобы около 70 тысяч студентов из Казахстана. В Китае – 14 тысяч, в странах Европы порядка 5–6 тысяч. Еще где-то…

– А кто это может подтвердить? В стране сейчас около полумиллиона студентов. Ежегодно школы “производят” где-то 150 тысяч выпускников. Где мы теряем наши “мозги” и где их находят соседи? Тоже нет ответа.

– Политолог Айдос Сарым утверждает, что каждую весну представители российских вузов приезжают в Северный Казахстан, чтобы вербовать абитуриентов в свои заведения. И забирают лучших – победителей школьных олимпиад. И эти цифры растут.

– Во-первых, приезжают и в Актобе, и в Актау, и в Павлодар, и в Караганду, и в другие города. Во-вторых, что мешает нашим вузам перенять эту модель? В-третьих, уезжают не только русскоязычные. Казахи тоже. В вузах Омска около 3 тысяч казахстанцев сегодня обучаются. Кому претензии предъявлять по этому поводу? Я вообще считаю, что наши институты и университеты должны работать со школами – “вести” своих будущих студентов. Нет грамотного маркетинга – нет качественного контингента. А время уходит. Страна теряет людей и деньги.

– Ну да, станет преподаватель КазНУ ходить по школам, чтобы бесплатно со школьниками общаться?

– Если россияне у нас сливки снимают, почему мы их не снимаем, а? Кто за это отвечает, Сагадиев лично? Нет. А ВУЗ и ныне там: как реформировать образование в Казахстане

– Официально озвучены три фактора, почему казахстанцы выбирают зарубежные вузы. Недорогое или совсем бесплатное обучение по грантам. Легкость поступления – там не требуют итогов ЕНТ и знания казахского языка. Наконец, родительский аргумент: они знают, что ребенок рядом и под контролем.

– Добавлю еще два: культурная адаптация и историческая родина. Хотя можно еще штук пять насчитать. Еще один аспект, который министерство образования не замечает. Знаете, сколько детей – не важно, из семей дипломатов или бизнесменов – окончили школу в Англии или Швейцарии?

– Понятия не имею.

– А знаете, в каких вузах они продолжат обучение?

– Там же, наверное?

– В Эмиратах! Потому что там дешевле и уровень преподавания не ниже, чем в Европе. И диплом оттуда признан во всем мире. В отличие от наших. Вот эти люди точно не вернутся на родину, чтобы здесь работать.

– Пару месяцев назад вице-спикер мажилиса Владимир Божко предложил акиматам и МОНу совместными усилиями возвращать студентов из зарубежных вузов: “Те, кто приедет обратно, станут распространителями бизнес-идеологии и профессиональных знаний”. И заявил, что надо увеличить квоты по приему на государственные гранты для жителей из моно- и малых городов, сельской местности, которые с большей вероятностью возвратятся в родные места, а не останутся в двух столицах и областных центрах.

– Если бы г-н Божко создал там новые рабочие места, то не надо было бы придумывать эти квоты. Во времена СССР мы это уже проходили.

В селах какие специальности нужны? Врач, педагог, специалист сельского хозяйства. И сколько их надо? Кто считал?

Есть международный опыт: субсидии и преференции сельскому населению. Если не пойти по этому пути, то в трех мегаполисах – Астане, Алматы и Шымкенте – будет жить 70–80 процентов населения республики. Рыба стремится туда, где глубже, а человек – где лучше. Одними призывами ситуацию не изменить. Вузеры: почему обладатели грантов не могут найти работу в Казахстане

– В конце мая мажилис одобрил поправки в Закон об академической и управленческой самостоятельности вузов. В чем его плюсы и минусы?

– Проект дает самостоятельность по трем направлениям: академической, управленческой и финансовой линиям. Наконец-то! С другой стороны, каков механизм реализации этого закона? Каким образом, с помощью чего будут измерять академическую самостоятельность? Что значит расширить свободу с 65 до 85 процентов? Опять процентомания. А на самый главный вопрос я уже много лет не могу получить ответа: кто в стране отвечает за качество высшего образования?

Алматы