Стремление доминировать в мировой политике неистребимо: эксперты о российской реакции на переименования улиц в Казахстане

К примеру, сельчане в Западном Казахстане выступили против смены старого названия своего поселка – Покатиловка - на новое – Атамекен. На этом фоне общественность разделилась во мнениях: одни были рады и восхищены позицией жителей села, а другие, напротив, высказали свое несогласие с ситуацией: мол, такими действиями сельчане выступили против государственной политики. 

«Казахи радуются, что селу на западе Казахстана оставили старое название на русском языке» - казпресса

Обострение данной темы вызвала и недавняя очередная провокация российского политика, депутата Госдумы РФ и лидера Либерально-демократической партии России (ЛДПР) Владимира Жириновского, который раскритиковал намерение местных властей массово переименовать улицы в Павлодаре.

«Казахстан, город Павлодар – собрались переименовывать 30 улиц: русские названия – дать казахские. Ну вы постройте города свои казахские и там давайте названия казахским улицам. А что на чужом-то делать? Еще Петр I, так сказать, форпост там был установлен коряковский – и защита добытчиков соли. Там не было никаких государств, степи, кое-где кочевники, а соль недалеко там – в Оренбурге, да и там в Павлодаре, где будущий город. Где вы были, Казахстан, 300 лет назад? Вас же не было, джунгарские племена были, но племена – страны «Джунгарии» не было», - сказал Жириновский в эфире «ЛДПР ТВ».

Так или иначе, мы видим, что страсти вокруг темы переименований в Казахстане (а теперь уже и в России) не утихают и требуют своего разрешения - конструктивного, рационального и полюбовного. По крайней мере, так показывает опыт.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz спросил двух казахстанских экспертов о том, что они думают на этот счет.

- Для кого-то восстановление исторических названий является делом принципа, для кого-то - бессмысленным занятием, - считает политолог Замир Каражанов. - На мой взгляд, причина, по которой население чувствительно реагирует на переименование, кроется не в самом этом процессе, а в ухудшении условий жизни. Зарплаты не растут, усиливается инфляция, приходится сталкиваться с коррупцией и бюрократизмом, всё это ведёт к тому, что среди населения накапливается недовольство. На таком неблагоприятном фоне переименование улиц воспринимается как попытка чиновников уйти от решения реальных проблем людей. Ведь на той же улице, которую хотят переименовать, зачастую нет асфальта, а поселок, который решили переименовать, отапливается углем.

По словам Каражанова, переименование должно преследовать конкретные цели. Это может быть ребрендинг, восстановление исторического названия, желание улучшить имидж, чтобы привлечь туристов, и т.д. Но процесс не должен становиться самоцелью. Поскольку переименование улиц, поселков чувствительно воспринимается населением, то, конечно, он требует публичного обсуждения.

- Переименование улиц, поселков, вопросы языка или введения латиницы являются внутренним делом Казахстана. Мы ведь не критикуем российские власти за переименование Ленинграда в Санкт-Петербург или Свердловска в Екатеринбург и на этой почве не упрекаем их в попытке восстановить политику Российской империи. Действительно, отдельные политики РФ стремятся создать «болевую точку», разыграть карту «исторической справедливости». При этом они используют два аргумента: это ущемление прав русскоязычного населения и перемены во внешнеполитическом курсе. Но их аргументы не отвечают реальности.

Оценку внешнеполитических связей делают на основе анализа подписанных межгосударственных соглашений, по характеру экономических и торговых связей, по объему взаимных инвестиций, по сотрудничеству в сфере политики безопасности. Язык в данном случае не играет никакой роли.

Что касается ущемления прав русскоязычного населения, то аргумент также не выдерживает никакой критики. Насильно никто не заставляет отказываться от русского языка. В Казахстане он остается языком межнационального общения по факту. Декларативными методами такой статус невозможно изменить. Развитие языка на постсоветском пространстве во многом определяется естественными процессами, в том числе демографическими, изменением национального состава населения, ростом национального самосознания и т.д., - отмечает политолог.

- Замир, как вы можете резюмировать свою мысль?

- Переименования – это нормальный процесс, вечных названий не существует. Другое дело, что он должен протекать естественно, без бюрократических и административных мер, с учетом мнения местного населения, - отметил эксперт в завершение.

Другой эксперт – общественный деятель Мурат Телибеков – убежден, что причину тотальных переименований следует искать прежде всего в политической плоскости. 

-  Я примерно представляю себе, как функционирует государственная машина. Допустим, Президент вызывает ответственных лиц и дает поручение принять комплекс мер, обеспечивающих патриотическое воспитание и территориальную целостность страны. Что делает исполнитель? Он, конечно же, идет по самому легкому пути. Приходит время отчитываться, и чиновник бойко докладывает, что началась активная работа по изменению названий населенных пунктов. Дальше приводятся аргументы в пользу того, что подобная политика станет гарантом независимости, укрепления национального суверенитета, неприкосновенности границ и залогом высокого патриотизма. Разумеется, что глава государства не сможет проверить эти доводы на деле. Как ему это сделать? Смоделировать военный конфликт? Для исполнителя главное - отрапортовать о выполнении задания, продемонстрировать бурную деятельность, а там хоть трава не расти...

В Казахстане предложили отказаться от названия района в честь героя войны генерала Панфилова - Казпресса

- Одни полностью поддерживают политику переименований как инструмент по восстановлению исторической справедливости и усилению национальной идентичности; вторые призывают не трогать улицы Ленина и проспекты Мира, поскольку убеждены, что от этого едва ли изменится уровень их жизни; третьим же попросту нет дела до того. Какая из этих трех условных позиций, на ваш взгляд, наиболее отражает здравомыслие и рациональность?

- Во все времена самыми здравомыслящими и рациональными считались люди равнодушные ко всему, что происходит вокруг. Если говорить серьезно, то все усилия правительства должны быть направлены на решение социальных и экономических проблем. Для того чтобы прийти к такому выводу, не надо иметь семь пядей во лбу. Когда любой гражданин страны, вне зависимости от национальности, заявит, что здравоохранение и образование в Казахстане лучше, чем в России или Узбекистане, именно это и станет панацеей от всех бед. Но сейчас подобные вопросы на втором плане. На первое место выходит тема переименования городов и сел. Будь моя воля, я бы объявил пятилетний мораторий на все эти «телодвижения», потому что, кроме социальной напряженности, они не дают никакого эффекта. Судите сами! Неужели от того, что мы переименовали Алма-Ату в Алматы, жители стали сильней любить свой город, усилилось чувство патриотизма, повысилось качество жизни, улучшилась экология, уменьшилась преступность?!

Конечно же, найдутся люди, которые будут утверждать, что необходимо стереть с лица земли все признаки иной культуры, кроме собственной. В таком случае, чем они отличаются от диких афганских талибов, уничтожающих уникальные памятники страны?! – вопрошает Телибеков.

- А согласны ли вы с тем, что тема переименований стала весьма удобной для отдельных политиков, экспертов и СМИ в России в силу того, что они могут разыгрывать свои провокационные мнения в этом плане? Не складывается ли такое ощущение, что они уже нащупали некие «болевые точки» – территориальный вопрос, тема языка и латинизации, процесс переименований – и намеренно давят на них?

- Стремление доминировать в мировой политике неистребимо. Сильные государства будут поглощать слабые, большие народы - повелевать малыми. Так происходило на протяжении тысячелетий и пребудет до скончания веков. В поведении российских политиков нет ничего нового. Подобным образом ведут себя все могущественные державы. Миролюбие отдельных государств исходит не от того, что там проживают милые и добрые существа. Причина в слабости. Российские политики всегда будут давить на «болевые точки», чтобы диктовать свои условия. Это происходит не потому, что перед нами государство-монстр. То же самое делают США и Китай, причем не только в отношении Казахстана. На этих принципах построена вся мировая политика. В этом закон развития живой материи: сильные особи подавляют слабые. Иначе цивилизация начнет вырождаться...

- Можно ли сказать, что переименование городов, районов, сел и улиц в Казахстане – это уже неизбежный процесс, с которым, как показывает текущий опыт, нужно либо просто смириться, либо действовать конструктивно, но уж точно никак не разжигать и не нагнетать?

- Ответ уже содержится в поставленном вопросе. Любым процессом, происходящим в обществе, необходимо управлять. В этом предназначение государства. Нельзя пускать на самотек эмоциональные порывы и животные инстинкты, иначе общество погрузится в пучину хаоса. Почему люди болезненно реагируют на изменение названий? Взять пример с переименованием в ЗКО села Покатиловка в Атамекен. Примечателен тот факт, что против выступило не только русское, но и казахское население. Значит, дело не в национальных пристрастиях. Название поселка – часть местной истории, биография людей, устоявшаяся традиция, проявление субкультуры. Произвол чиновников воспринимается как грубый произвол, попрание человеческого достоинства, личное оскорбление, издевательство над здравым смыслом. Нельзя бесконечно потворствовать абсурду. Дай волю таким ретивым «патриотам», завтра они заставят изменить не только названия поселков, но и собственные имена людей. Представьте себе, вместо Ивана появится Иван-бай, вместо Маши – Маша-зада. Как показывает клинический опыт, фантазия идиотов безгранична.

Кстати, надо отдать должное гибкости местной администрации села Покатиловка. Они не стали упрямиться, разгонять людей дубинками, арестовывать недовольных, а приняли волю людей. Это вселяет надежду.

Да, я признаю, что в стране идет процесс национального возрождения. Все большее количество людей предпочитает говорить на родном языке, соблюдать многовековые обычаи и традиции. Это позитивное явление, которое благоприятствует сохранению и развитию самобытной культуры. Суть процесса останется здоровой и прогрессивной при условии тщательного контроля со стороны государства, искоренения различных извращений и спекуляций. В противном случае благими намерениями будет вымощена дорога в кромешный ад, - резюмировал общественник.