Стратегический запас: казахстанский пенсионер собирает коллекцию из алкогольных напитков и моделей машин

Коллекция напитков, а здесь есть и спиртные, и безалкогольные, начиналась с 7 бутылочек пунша по 99 миллилитров, которые Владимиру Марковичу подарили сразу после службы в армии 50 лет назад. Последнее пополнение – коллекционная водка, ее прикупил в Минводах. В разное время на полках появлялись дагестанские коньяки, чешское, польское и немецкое пиво, болгарская и русская водка, украинская горилка, грузинская чача, кубинский ром. По его коллекции можно изучать географию.

– Это как история семьи. Вот смотришь на них и вспоминаешь, где был и что брал. С Кубы, где я служил, было привезено немало интересных экземпляров. Остальные прикупали в отпусках, когда отдыхали всей семьей. За несколько десятилетий проехали всё Черноморское побережье, Крым и Кавказ, ездили в Болгарию – там тоже приобрел несколько шкаликов. У нас в отпуске всегда так – жена с дочерью в море, а я в магазин – за запчастями, за машинками, за бутылками, – рассказывает коллекционер Владимир Гура.

Одни из самых интересных экземпляров в коллекции – бутылки “Pepsi” и “Coca-Сola” 1974 года – это были первые “заморские” напитки, которые появились в Советском Союзе. Владимир Маркович даже помнит цену – отдал за каждую в Новороссийске по 40 копеек.

– Их выносили в пластмассовых ящиках, и они разлетались за пять минут – кто успевал, тот и брал. А потом нужно было стоять и ждать, когда еще вынесут. Так и купил, с того времени они и стоят.

Еще каких-то лет 10 назад коллекция занимала больше 20 полок – на каждой минимум по 15 банок или бутылок. Но время не пощадило редкий алкоголь – некоторые жестяные банки с пивом прогнили, а какие-то напитки и вовсе испарились.

– Выкинул около 100 штук банок и бутылок, жалко было, конечно. Осталась лишь четвертая часть от того, что было.

Самая маленькая бутылочка – кубинский коньяк 1972 года – в ней и 20 граммов не наберется. Несмотря на такое обилие спиртных напитков, которым позавидует любой бар, сам Владимир Маркович спиртное не употребляет, даже на новогодний стол ставит что попроще, но никогда не трогает коллекцию.

– Много было желающих, но я всегда говорю: если хотите выпить, то сбегайте в магазин и купите, но отсюда – не брать. Никаким уговорам я не поддаюсь. У меня такой принцип: пока ты держишь эту бутылку в руках – ты ее хозяин, а как только поставишь на полку – всё, она не твоя. Она принадлежит этой коллекции, я ее не трону, разве что только пыль протру.


Самый большой экземпляр в коллекции – ГАЗ М-20 “Победа”. Ее коллекционер собирал по запчастям сам в течение почти 2 лет

Гаражами для следующей коллекции – машинок, служат стеклянные стеллажи. Моделей насчитывается более 600 штук. Собирает их Владимир Маркович уже почти 40 лет. А началось все с модели “Запорожца”, потом прикупил коллекцию “Москвичей”, “Жигулей” и иномарок. Последняя модель, которой Владимир Маркович гордится, была специально заказана для коллекции – это “Волга” ГАЗ-21.

Кроме того, собрана коллекция автобусов, троллейбусов, грузовых автомашин, спецтранспорта, старинных автомобилей 30-х годов прошлого века и все модели мотоциклов – ни одна из них, кстати, не повторяется.

– Когда-то я случайно увидел модели машин в одном из журналов и загорелся идеей собирать их. Сначала покупал в магазинах, но выбора особо не было, потом стал выписывать их через почту, а теперь и по Интернету. Модели присылают и знакомые – из Болгарии, из США. Мой товарищ давно уехал в Америку, а в Актау живет его брат, и как-то давно показывали про меня сюжет по местному телеканалу, он рассказал своему брату, а тот собирает, как и я, различные напитки. Мы с ним обменялись – я отправил несколько бутылок, которые он просил, а он около 20 нужных мне экземпляров.

Владимир Маркович показывает – на базе вот этого “Фиата” были выпущены отечественные “Жигули”, а вот – правительственная “Чайка”. ЗИЛы, МАЗы, лимузины – по этой коллекции можно запросто выучить историю автопрома. Самый большой экземпляр в коллекции – ГАЗ М-20 “Победа”. Ее коллекционер собирал по запчастям сам в течение почти 2 лет. Есть в коллекции и такие модели, которых Владимир Гура ждал по 10 лет. Например, ГАЗ-69 или М-72.

– Их выпускали мало, а желающих – много. Да и сейчас не так-то просто купить нужную модель, за ней еще побегать надо, поискать. Плюс ко всему это недешевое удовольствие. Раньше они были по 3 рубля, а когда стали появляться коммерческие предприятия и выпускать такие модели, цены выросли, увеличилось и число коллекционеров. Поэтому цены могут быть довольно высокие, начиная от 15–20 тысяч тенге за совсем маленькую модель. Я, например, мечтаю приобрести модель БелАЗ – сейчас она стоит 70 тысяч тенге.

За последние несколько лет коллекция машинок немного уменьшилась. Причиной стало, как ни удивительно, солнце. Стекло в стеллаже сработало как линза – пока машинки не трогали, они были целыми, а стоило их взять в руки – они рассыпались. Так пропало около 30 моделей.


По этой коллекции можно запросто выучить историю автопрома

Есть у Владимира Марковича еще несколько коллекций, но они не такие крупные. Еще до армии он увлекся филателией и нумизматикой. Марки отдал уже давно, а коллекцию монет периодически пополняет. Здесь и военачальники, и писатели, и ученые, и монеты, посвященные памятным датам. Сейчас мечта Владимира Марковича – дополнить эту коллекцию еще десятком юбилейных монет.

– Их просто так не купишь. Как только появляется новая юбилейная монета, так ее тут же расхватывают коллекционеры. Есть и коллекция значков, но ее уже не пополнишь – раньше их можно было найти, а сейчас нет.

Этому бодрому не по годам человеку уже 83. На здоровье никогда не жаловался, так что силы найдутся еще на парочку хобби. Главное, как говорит сам Владимир Маркович, – всегда к чему-то стремиться.

Актау