Стратегически важно сохранить присутствие казахской диаспоры в Монголии - профессор Серик Ажигали

Об этом корреспонденту Казинформа рассказал заведующий отделом этнологии Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова МОН РК, профессор Серик Ажигали.

- Недавно из очередной комплексной этнографо-этноархеологической экспедиции, которая проводится в Монголии с 2001 года, вернулись наши ученые. Экспедиция имеет стратегическое значение для гуманитарной науки Казахстана, в частности, для этнографии, этноархеологии, искусствознания. Монголия занимает значительную часть Центральной Азии и является средоточением не только уникальных древних и средневековых памятников, но и ареной действия живой культуры кочевников-скотоводов. Прежде всего, конечно, монголов, но и казахов, которых насчитывается здесь 100-120 тыс. человек.

Наши соотечественники, в основном, проживают в западном Баян-Ольгийском аймаке и соседнем Ховдском. В последние два десятилетия у Баян-Ольгия наладились тесные связи с Казахстаном. С нашей страной диаспора связывает особые надежды: социальные, экономические, культурные. Но между нашими государствами существует лишь воздушное сообщение, что затрудняет прямые двусторонние отношения.

Учитывая, какое актуальное значение для казахской диаспоры имеют связи с исторической родиной, мы начали разрабатывать исследовательские, прикладные проекты по изучению культуры нашей диаспоры, ее современного состояния, исторических памятников. Проделана масштабная работа по сбору материалов, среди которых особую важность имеют комплексные данные по этнографии, материальной и духовной культуре. В этом отношении Западная Монголия представляет собой беспрецедентный музей традиционной казахской культуры под открытым небом.

Жизнедеятельность значительной части населения основывается на формах полукочевого, отгонного скотоводства, активно функционируют традиционные формы жизнеобеспечения. Это проявляется как в системе поселения и жилища - зимовки-кыстау, юрты, так и в одежде, пище, декоративно-прикладном искусстве.

Следует отметить, что в период перехода на рыночные отношения, у казахской диаспоры произошел естественный откат к традиционным формам жизни. Например, многие были вынуждены обратиться к услугам ручных мельниц - колдиирменов и т.п. Конечно, это явление нельзя считать позитивным с экономической точки зрения, но для нас оно сыграло познавательную роль. Этнологи стали свидетелями этого процесса в начале 2000-х годов, когда было предпринято первое обследование казахской диаспоры в Монголии. Мы смогли зафиксировать архаичные формы традиционного хозяйствования, уникальные, исчезающие компоненты древней культуры, обряды.

Кстати, задача по изучению исчезающих элементов народной культуры ставилась советскими этнографами еще в середине 80-х годов прошлого столетия. Поскольку неповторимые черты традиционной культуры в эпоху глобализации быстро утрачиваются, хорошо, что мы обратились именно к Монголии. Теперь предстоит решать другую важную задачу - обнародование этих материалов в двухтомном издании «Казахи Монголии». Данное исследование проводилось по выработанной нами программе, которая в будущем будет использоваться при изучении других казахских диаспор.

Вообще, проблема изучения культуры диаспоры является для этнологов Казахстана наиболее актуальной на ближайшие годы. Еще требуют серьезного научного исследования казахские диаспоры Китая, России, Средней Азии, Ирана, Турции, Афганистана.

- Входят ли эти исследования в программу «Культурное наследие»?

- Эта работа лишь частично проводилась в рамках данной программы, а в основном - по академическому проекту фундаментальных исследований. Хотелось бы, чтобы в рамках данной госпрограммы особое внимание было уделено изучению и презентации уникальной традиционной культуры казахов. В 2010 году Монгольская комплексная экспедиция проводила работы по прикладному проекту «Казахские коллекции в музеях Монголии». За 150 лет проживания нашей диаспоры в Монголии там отложились важные, репрезентативные материалы в различных музеях, в личных коллекциях. Среди них есть и раритеты. Наша работа была сосредоточена на изучении богатой коллекции Центрального музея Баян-Ольгийского аймака. В нем имеется разнообразный фонд предметов народного быта, прикладного искусства казахов.

- Возможно ли организовать выставку в нашей стране, чтобы казахстанцы могли познакомиться с этими экспонатами?

- Конечно. Нам необходимо налаживать более тесные связи по линии взаимного обмена и выставок коллекций музеев двух стран. Планируется издание каталога. Вообще, обнародование уникального историко-культурного наследия казахов на территории Монголии должно занять в программе «Культурное наследие» достойное место. Необходимы издание книг, альбомов, съемки документальных фильмов - это актуальнейшая задача.

- Насколько хорошо казахи Монголии осведомлены о государственной программе РК «Нурлы кош»?

- Да, они знают об этой программе, и значительная часть диаспоры стремится в Казахстан. Но, на наш взгляд, стратегически важно сохранить ее присутствие в Монголии. В принципе казахи 1,5 века хорошо уживаются с близким по менталитету и культуре монгольским народом и вносят вклад в развитие экономики и культуры этой страны, сохраняя при этом свою этнокультурную самобытность.

Монгольский народ является одним из важных геополитических партнеров казахов, исторически близких им по духу. Следует подчеркнуть, что именно два наших народа являются полноправными наследниками великой степной цивилизации. Учитывая достаточно сложную геополитическую ситуацию в этой части мира, партнерство для нас исключительно важно.

Некоторые утверждения о полном переселении данной диаспоры в Казахстан неправомерны. За 20 лет из Монголии к нам переселилось от 40 до 60 тысяч этнических казахов. Население диаспоры в Монголии сохраняется в пределах 100-120 тысяч человек. Это существенный социально-экономический ресурс для Монголии, и государство отнюдь не стремится «выдавливать» казахов из страны, а скорее, наоборот - удержать их.

Поэтому для Казахстана важно поддерживать, расширять, углублять социальные, культурные связи со своей диаспорой. В этом плане предстоит большая работа. Прежде всего, это решение транспортного сообщения путем обустройства дороги, что связало бы нашу диаспору с основной территорией Казахстана. Это весьма важно и в экономическом плане.

Сегодня скотоводческое хозяйство казахов Монголии не находит должного выхода на рынок. Но их продукция, как в былые советские времена, могло бы найти свое применение на наших перерабатывающих предприятиях. Надо учитывать, что в этой стране вырабатывается экологически чистая сельхозпродукция.

Другой, не менее важный момент - расширение культурных связей. Надо более интенсивно наладить обмен литературой, обеспечить диаспору учебниками, газетами, энциклопедиями, книгами из серии «Культурное наследие». Есть ощущение, что в диаспоре наблюдается своего рода «культурный голод», неразвитость инфраструктуры соответствующих учреждений.

При этом многие монгольские казахи в свое время обучались в России, Казахстане, дальнем зарубежье и являются хорошими специалистами в своих областях. Думаю, что кадры, получившие образование в Казахстане, известные деятели культуры должны активно помогать своей диаспоре в ее дальнейшем развитии.

Для нас весьма важно объективное представление о диаспоре и процессах, происходящих в ней. Как известно, зимой 2009-2010 годов в Монголии была очень суровая зима, произошел сильный падеж скота. Но джут не имел катастрофических последствий для тамошних казахов, как говорили некоторые наши соотечественники, предлагая заняться немедленным их переселением на историческую родину. Ведь местные скотоводы уже давно имеют хорошие зимние стойбища и приспособлены к зимним катаклизмам.

Конечно, подходить к решению судьбы и выработке политики по каждой казахской диаспоре надо компетентно и дифференцированно. Необходимо привлекать к этому вопросу ученых-этнологов, этносоциологов и других специалистов.

Автор: Казинформ