Страсти на окраинах

Айман-апай такая старая, что не помнит, сколько ей лет. За последние годы ее домишко дважды сносили экскаваторы… Жилище больше было похоже на будку, не было даже окон, но все же – крыша над головой. На другом краю поселка живет сын Айман-апай. В доме из крепкого кирпича, поясняет бабушка на казахском языке (ее правнук Ермек “работает” у нас переводчиком). Дом сына очень хороший, но тоже вне закона. Уже восемь лет живет здесь большая семья Айман-апай, и все на птичьих правах.

А тут чиновники пришли и сообщили, что отдадут наконец-таки землю.

– Надо только штраф заплатить, – поясняет Айман-апай. – Всего 12 тысяч тенге. Не верю я в это! Да и непонятно – сказали, землю только на 10 лет дадут. А дальше что? Мой балам вырастет и на улице жить будет?

Вот и не пошла она в акимат. А на следующий день пришли снова машины и стерли на обрыве Дархана в пыль десяток глиняных домиков. Потом экскаваторы пришли в Карасу.

Старик-оралман ходит среди глиняных руин и сматывает на кулак проволоку. Он решил отселиться от сына – и построился на краю обрыва. В этот снос пострадал его домик.

– Новый построю, пока жив – буду строить… – твердо говорит он.

Мы обошли десятки домишек. В некоторых совсем пусто, рядом с другими висит – как флаг! – высохшее белье, значит, живут здесь люди. Но никто из них не откликнулся на призывы местных чиновников – признать самозахват и, заплатив штраф, получить землю в аренду. Не поверили.

Аренда или капкан?

Люди не поняли благих намерений власти. Слово “аренда” у многих вызвало подозрения. Некоторые считают, что это просто способ выселить их отсюда.

– Если бы мы хотели снести их постройки – снесли бы их по решению суда без штрафов! – возражают чиновники.

Мы пришли в акимат Алатауского района, чтобы подробнее узнать об инициативе властей.

– На первом этапе мы хотим узаконить участки, неважно, какой дом стоит на этой земле, – кирпичные хоромы или глиняный сарай. Потом люди пойдут узаконивать свои строения и будут уже заинтересованы укреплять саманные постройки, строить хорошее жилье, – говорит заместитель акима Алатауского района Кайрат Абдибеков. – Мы пытаемся объяснить людям, чтобы они пользовались той возможностью, которая сейчас есть. Но понимают не все. Людей настраивают против нас. Да, аренда дается на 10 лет, но мы хотим добиться, чтобы земля впоследствии перешла в частную собственность, для этого нужны поправки в законы. Мы создали все условия для того, чтобы не было волокиты с документами: выделили кабинет, посадили туда сразу всех необходимых специалистов – тут сразу и земельная инспекция, и земельный комитет. Никуда не надо бегать! Требуется только удостоверение личности, копия РНН и фотография дома.

“Акцию” чиновники решили провести до 20 апреля. Но поток людей был слишком мал, и прием граждан по принципу “одного стола” решили продлить на неопределенный срок. Постановление на выдачу госакта на аренду получили всего около 300 человек.

– Люди не совсем понимают, что госакт на аренду – это возможность стать полноправными гражданами города, получить прописку, получать пенсию здесь, на месте, – сокрушаются сотрудники акимата.

Но прежде чем получить этот заветный документ, нужно честно признаться в том, что земля была самовольно захвачена.

Чиновники заверили, что выплата штрафа дает защиту от сноса. Штраф составляет 12 730 тенге.

Но людей пугают не суммы штрафа. Они не хотят признаваться в том, что являются самозахватчиками.

Кого выселят?

Правда, несмотря на акцию, участки оставят не всем.

– Мы выявили 4500 незаконно построенных домов. 3500 из них сможем узаконить, если люди придут к нам, – продолжает Кайрат Абдибеков. – Но остается еще тысяча участков – их нельзя узаконить. Они находятся на “красной линии”, под линиями электропередачи или прямо в русле рек. Сейчас решается вопрос о том, чтобы снизить давление в газовых трубах, чтобы отселять людей, не как принято по СНИПам – за 50 метров от трубы, а только за 20.

Но есть и те, кто построил свои дома ближе, чем 20 метров, практически над самой трубой – и здесь уже ничего не поделаешь. Власти будут убирать такие дома в целях безопасности. Но куда идти людям?

– Сейчас мы ведем переговоры с областью о выделении участков, людей будем отселять, участки обещаем выдавать безвозмездно, – заверил нас Кайрат Абдибеков.

В толпе, стоящей в акиматовском коридоре, мы услышали мнение народа и на сей счет.

– Я из села приехала сюда не для того, чтобы обратно в село возвращаться, – говорит Жазира. – Мы уже горожане, никто даже скот не держит, работаем в городе. Я на барахолке с восьми утра. Мои дети ходят в школу в нашем районе, там бассейн есть. Нет, обратно в село я не поеду!

Новая волна захвата?

Надо сказать, что возможность узаконить землю спровоцировала новые захваты территорий. Глиняный домик ведь можно слепить за одну ночь. Выделить самому себе участок с футбольное поле. А потом идти узаконивать!

С новыми захватами чиновники намерены расправляться. Созданы три мобильные группы, которые сейчас ежедневно патрулируют территорию.

Пока власти не выдали ни одного госакта на аренду земли. Но как только это произойдет, желающих оформить землю прибавится. И пока обычные люди, которые просто выживают на окраине мегаполиса, не могут поверить властям, те, кто наживается на проблеме, могут воспользоваться случаем.

Смогут ли чиновники отделить зерна от плевел? И не превратится ли их благая идея в новый захват земель?

Александра МЫСКИНА, Иван БЕСЕДИН (фото)