Страшное слово "война". Готова ли к ней армия Казахстана?

Пока наделенные властью командиры и связанные какими-либо служебными обязательствами начальники служб вынуждены молчать, своим мнением с журналистами делятся ветераны ВС РК. Я, как специальный корреспондент “КАРАВАНА”, – тоже ветеран ВС РК, полковник запаса к тому же, и мнение свое офицерское имел, имею и иметь буду всегда, пока сердце мое стучит. Любая война – это катастрофа. Любая смерть – трагедия. Так в свое время говорил и уважаемый наш Кара майор, легендарный командир спецназа Борис Тукенович Керимбаев. Обучая подчиненных командиров науке побеждать, он берег жизни каждого своего солдата, выполняя при этом боевую задачу и приказ командования точно и в срок. Не прятался за их спины, а каждую операцию готовил тщательно. Не прикрывался фальшивыми лозунгами, не угождал ревнивым политикам. Отечество свое учил защищать до последней капли крови, как и велит военная присяга. И тяготы переносить в связи с этим, и лишения.

Готова ли наша армия к этому сейчас? К защите Родины от посягательств внешнего врага.

Из постоянного общения с действующими командирами воинских частей и соединений знаю точно, что индивидуальную(!) подготовку военнослужащих в наших Вооруженных силах можно смело оценить на хорошо. Оценка эта не завышена и не занижена, она реальная, потому что во всех частях боевая подготовка сводится именно к индивидуальной подготовке каждого военнослужащего и его умению обращаться с техникой и вооружением.

Какие в нашей армии командиры частей? Способны ли они качественно научить вверенный личный состав военному делу и повести за собой? Могут ли защитить себя и других? То есть могут ли защитить свой народ? Сами отвечают, что смогут. Соответствующее образование и практический опыт управления подразделениями и частями у них есть. Но могут ли они действовать самостоятельно, без оглядки на вышестоящий штаб? Нет, не могут. Устав и инструкции не позволяют им это сделать. Из-за лишних, избыточных согласований и уточнений драгоценное время теряется.

Да и нынешний уровень подготовки командиров взводов и рот оставляет желать лучшего, как утверждают командиры бригад. Почему? Да потому, что в Военном институте Сухопутных войск (бывшее АВОКУ) подготовка в этом плане была очень и очень слаба.

Новый министр обороны потому и снял с должности начальника ВИСВ генерал-майора Дулата Адырбекова, которого всё время почему-то защищал экс-министр обороны.

Что касается показных антитеррористических учений и всякого рода крупномасштабных шоу с привлечением огромного количества войск, это бесполезные, очень затратные и никчемные мероприятия. Действующие армейские командиры тоже так считают. Солдатское ремесло зачастую не красочное, больше кроваво-потное, пыльное, но не грязное. Кто служил своему Отечеству верой и правдой и проливал пот на полигонах СА, тот поймет. Тяжело в учении – легко в бою. Но в реальной войне не всякий план выполняется, как он был задуман изначально. Поэтому надо быть готовыми ко всему. На войне страшно не потому, что ранят или убьют. Ранят – будет больно, но не страшно. Убьют – ничего не почувствуешь и не поймешь. Страшно, когда на твоих глазах убивают других, ни в чем не повинных людей, а ты сделать ничего не можешь, чтобы остановить это. К этому привыкнуть нельзя.

АЛМАТЫ