Несмотря на то, что все прилавки отдела до предела забиты игрушками, а продавцы активно предлагали купить "вот этого замечательного монстрика", я, будь у меня ребенок дошкольного возраста (мои собственные чада уже, слава Богу, выросли), вышла бы из центра с пустыми руками.
Ну как можно принести ребенку в подарок неизвестного вида и происхождения животное или куклу со страшным выражением на пластиковом лице? Однако, судя по тому, что такие игрушки реализуются на нашем рынке, спрос на этот товар имеется.
Вообще страшные игрушки существовали всегда, но предназначались для обозначения в сознании ребенка четкой границы между понятиями "добро" и "зло". Их внешний вид, зачастую иронично пугающий, способствовал преодолению страхов малыша. Сегодня индустрия игрушек развивается в ином направлении. Страшные игрушки стали яркими, более привлекающими покупателя, перестали занимать особую нишу и заполонили прилавки торговых центов и рынков. Внешний вид таких игрушек потерял свою знаковость.
И родители, приобретая очередного Человека-Паука, часто даже не подозревают, какой вред наносят своему малышу. Стараясь угодить своему ребенку и покупая ему забавных с точки зрения взрослых монстров, мамы и папы не столько тормозят его развитие, сколько направляют его в неведомое русло. Что в итоге получится, не знает никто, но многие психологи не исключают, что подобные игрушки воспитывают в детях агрессивность, жестокость и замкнутость.
Ситуация с детскими игрушками давно беспокоит родителей детей и психологов. После 90-х годов прошлого производители этой продукции получили полную свободу. Итоги этой бесконтрольности пожинаются сегодня, когда выплеснута на рынок СНГ лава игрушек непонятного назначения. Ладно, конструкторы "Lego", которые помогут ребенку развить моторику и внимательность. А для чего нужны всякие роботы-трансформеры и куклы-монстры - герои мультфильмов последнего времени? Не знаю…
Поэтому, узнав о том, что Министерство образования и науки РК утвердило приказом № 337 от 10 июня 2008 года Правила проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек, я несколько успокоилась.
Согласно правилам, экспертиза игрушек должна проводиться для установления ее соответствия психолого-педагогическим критериям безопасности для детей, то есть не должна провоцировать ребенка на агрессивные действия, проявление жестокости, безнравственные действия и насилие и так далее. Проводить экспертизу должны члены Экспертных советов, которые создаются при управлениях образования региональных акиматов.
Лица, размещающие игрушки на рынках, должны предоставлять образцы игрушек со всеми прилагающимися документами и санитарно-эпидемиологическим заключением на рассмотрение экспертному совету и получать соответственное разрешение либо отказ.
Надо сказать, в областном управлении образования приказ к сведению приняли и создали Экспертный совет, куда вошли представители психолого-медико-педагогической консультации, управления образования, института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, педагоги и воспитатели, приступивший к работе с начала нынешнего учебного года.
Но, посетив центральный городской рынок, каждый может убедиться в том, что ни о приказе, ни об Экспертном совете поставщики и продавцы игрушек знать не знают. Иначе бы прилавки их стали бы выглядеть по-другому, избавившись от вредных в моральном и физическом планах игрушек.
Мое предположение подтвердилось, едва я завела разговор о дополнительной экспертизе игрушек с продавцом на рынке, назвавшейся Айгуль:
- Опять что-то непонятное придумали. Мы и так каждый раз отправляем товар в СЭС - этого разве недостаточно? Теперь просто придется дополнительно "отмечаться", чтобы нас оставили в покое.
Возмущение продавцов игрушек понять можно - не они завозят в страну потенциально вредные игрушки, не они их производят. Но ведь их появление на казахстанском рынке можно предотвратить заранее, на государственном уровне определив список вредных детских игрушек.
Так, например, сделали в России, внеся в "черный список" компьютерные "стрелялки", игрушечное оружие и красотку Барби. Не они ли являются главными предметами развлечениями большинства казахстанских детей? Сюда еще стоит добавить пластмассовых монстров и игрушек с половыми органами.
Между тем, непонятно, каким образом на региональном уровне будут бороться с вредными игрушками. Каких-либо новых методик для этого не существует, следовательно, членам Экспертных советов, скорее всего, придется руководствоваться собственными предпочтениями. Кроме того, маловероятно, что экспертиза детских игрушек не проводится при доставке на территорию страны и поступает на рынки без соответствующего заключения.
Видимо, новое Положение предназначено для игрушек, поставляемых мелкими партиями, либо таким образом в Министерстве образования просто решили осложнить жизнь поставщикам и продавцам вредных игрушек.
А пока родителям, беспокоящимся о психическом здоровье своих детей, придется по-прежнему скрупулезно выбирать более или менее привлекательные игрушки и с грустью вспоминать о давних временах, когда плюшевые мишки были похожи на медведей, а пупсы, которых было так удобно пеленать, напоминали младших братишек и сестренок и готовили маленьких девочек к роли мам.
Увы, сегодня в эпоху куклы Барби, девочки во время своих игр приобретают совсем другие мечты и желания.
В этой связи я вспомнила легенду о том, что к моменту появления первого человека игрушки уже лежали в его колыбели - так распорядился Создатель.
Нет сомнения, что игрушки являются вечными спутниками человека, и, к великому сожалению, свидетелями его трагедий. Поэтому хочется, чтобы они "в довесок" не стали еще и причиной его несчастий…
Фото с сайта http://www.superheroes.ru