Но никто ни в чем не виноват. После двух лет тяжб суд признал невиновным бывшего хозяина дома, где произошла трагедия. И теперь отец погибшего ребенка остался один на один со своей бедой.
Страшная трагедия, всколыхнувшая весь Уральск, произошла в апреле 2017 года в старом двухэтажном доме в центре города.
Тогда 16-летний подросток отравился угарным газом. Его мать впала в кому. Еще двое жильцов получили тяжелую степень отравления.
Для Бахытжана Кубашева 1 апреля 2017 года стал самым страшным днем в его жизни. Выйдя на пенсию по выслуге лет, мужчина решил переехать с семьей из поселка в Уральск. Купил квартиру в двухэтажном доме и думал, что здесь его ждет счастье.
– В тот день утром я вернулся с ночного дежурства. Постучал в дверь, но мне никто не открыл. Подумал, что жена ушла на работу, поехал к ней, но там ее не было. Вернулся. Пролез через окно. Передо мной предстала страшная картина. Сын лежал на диване с пеной у рта, жена была в таком же состоянии. Соседи помогли вынести их на свежий воздух. В один миг я потерял самое дорогое, что было в моей жизни, – вспоминает Бахытжан Кубашев.
Сына спасти не удалось. Супругу в тяжелом состоянии доставили в больницу. Через два месяца выписали без надежды на улучшение.
Мужчина повез ее домой к своей матери в поселок. Возвращаться в Уральск он больше не хотел. Следствие установило, что ЧП произошло из-за неправильно установленного дымохода.
– Если труба должна идти вертикально, то в нашем случае небольшой ее участок между этажами был расположен горизонтально, именно в этом месте и произошла утечка газа. Какие-то 30 сантиметров дымовой трубы лишили жизни моего сына. А моя жена прикована к постели, – считает Кубашев.
Эта конструкция была сооружена прежним хозяином квартиры Саламатом Темиргалиевым. В 2011 году он делал ремонт и заменил дымоход.
Рабочих нанял по объявлению. Насколько квалифицированно и качественно они сделали свою работу, судить не мог. Посчитав, что всё сделано как положено, он прожил там со своей семьей четыре года, после чего продал квартиру.
– Я только во время следствия узнал, что причиной утечки газа стало засорение горизонтальной части дымохода, – отметил Кубашев.
Отец погибшего подростка посчитал, что виноват прежний хозяин квартиры. И именно он должен ответить за всё. Свои претензии к Темиргалиеву высказали и соседи Кубашева, отец и дочь Коблановы, которые также были вынуждены обратиться за медицинской помощью в тот злосчастный день, а затем проходить реабилитацию. Кто остановит тихую смерть в Казахстане?
Так, кандидат сельскохозяйственных наук, отец троих малолетних детей Саламат Темиргалиев оказался на скамье подсудимых. Обвиняемому предъявляли различные статьи Уголовного кодекса, меняя их по ходу дела.
Изначально Уральский городской суд признал его виновным и назначил наказание в виде 3 лет лишения свободы с выплатой компенсации потерпевшим. Апелляционный суд областного суда оставил приговор без изменения. Однако подсудимый не согласился с таким решением, посчитав себя невиновным, а обвинение – необоснованным.
Дело поступило в Верховный суд. Он отменил приговор и направил на новое рассмотрение суда первой инстанции.
Изначально Темиргалиеву была предъявлена ст. 277 УК РК “Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ”. Однако, как выяснилось, она рассматривается в отношении юридических лиц.
Темиргалиев ремонт дымохода производил как частное физическое лицо, а посему эта статья в отношении его применяться не могла.
Поэтому ее переквалифицировали на ст. 279 УК РК “Нарушение правил или требований нормативов в сфере строительной деятельности”. Субъектом выступает уже физическое лицо. Как заказчик, он должен был согласовать реконструкцию дымоходной трубы с городским отделом архитектуры. Но не сделал этого, поэтому в ходе первоначального рассмотрения дела Темиргалиев был приговорен к 3 годам лишения свободы. Но тут опять случилась закавыка. Статья появилась в законе только в 2015 году. А демонтаж трубы был в 2011-м.
В результате при новом рассмотрении дела Темиргалиеву предъявили обвинение – “Причинение смерти по неосторожности” и “Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум лицам”.
Понятно, что при рассмотрении дела суд не смог найти состава преступления в действиях подсудимого. В конечном итоге он никого не убивал. Более того, демонтаж и ремонт дымохода, который в последующем привел к трагедии, производил не самостоятельно, а с помощью наемных рабочих. Их так и не удалось найти и привлечь к ответственности.
Сделав ремонт дымохода, Темиргалиев продолжал с семьей жить в квартире и только через четыре года продал ее.
В общем, в ходе последнего рассмотрения дела суд первой инстанции, а затем и апелляционный суд не нашли в действиях подсудимого состава уголовного правонарушения и вынесли оправдательный приговор.