Недавно при строительстве многоэтажного торгового центра в Костанае строители наткнулись на страшную находку. Рыли котлован под фундамент здания, когда экскаваторщик Владимир Канифатов зачерпнул ковшом грунт на трехметровой глубине.
– Там был когда-то лог, потом его засыпали. Я остановился, когда вокруг все руками замахали. Вылез, а из ковша – кости, черепа...
Строители все осмотрели, человеческие останки сложили в одно место и немедленно вызвали полицию. В конечном итоге, сообщил руководитель подрядной организации, ведущей строительство, Борис Колот, было найдено 34 черепа. Все они имели отверстия, похожие на пулевые.
Полиция считает, что речь идет о захоронении тридцатых годов. В братской могиле – жертвы сталинских репрессий. Однако подтвердить или опровергнуть это предположение может только глубокая медицинская экспертиза, которая уже назначена.
Вокруг страшной находки в городе было немало разговоров. Среди строителей, которые работы на том же месте продолжают, ходят слухи, что вместе с черепами был найден ботинок с подковкой, на которой выбит год – 1919. Историки говорят, что, действительно, в годы Гражданской войны на территории Костаная проводились расстрелы повстанцев.
Между тем в местном архиве имеются документы, из которых следует, что в 30–50-е годы в Костанае и окрестностях тайно хоронили казненных репрессированных. Специальная прокурорская проверка, проведенная в 1990 году, результаты которой никогда нигде не публиковались и до сведения общественности не доводились, выявила четыре захоронения на территории города и в ближних к нему окрестностях. Одно из захоронений находится на территории старого городского кладбища, ближе к ограде. Второе – рядом со следственным изолятором и тюрьмой. Когда-то тут находились ямы для производства саманного кирпича, видимо, их и использовали вместо могил. Третий участок – рядом с нынешним зданием областной дорожной полиции. И еще одно – на Урицкой трассе, в пяти километрах от Костаная.
Правда, когда результаты проверки были доложены властям, никаких решений по перезахоронению останков, увековечению их памяти принято не было. Речь шла о сносе домов и прочих дорогостоящих работах. Так все и оставили…
Кстати, случайно обнаруженное строителями захоронение не числится в списках областной прокуратуры 1990 года. Значит, еще не одна братская могила станет сюрпризом для жителей областного центра.
Ольга КОЛОКОЛОВА, Костанай