Странная “партия”

27 апреля в Интернете появилось открытое письмо руководству шахмат Казахстана, подписанное четырьмя шахматистами – гроссмейстерами Ануаром Исмагамбетовым и Ринатом Джумабаевым, а также международными мастерами Кириллом Кудериновым и Жанибеком Амановым. “Молодые лидеры казахстанских шахмат”, как позиционировали себя авторы письма, считают, что “Федерация шахмат не создает подобающих условий для развития шахмат в Казахстане, ссылаясь на отсутствие финансовых ресурсов”. Мужской чемпионат, говорится в письме, проводится с низким призовым фондом. Небольшое число республиканских соревнований (не более двух турниров в год) сводит к минимуму возможности дальнейшего развития шахматистов в Казахстане, а участие в зарубежных соревнованиях сопряжено с различными финансовыми трудностями федерации.

Большие претензии у четверки шахматистов и к главному тренеру сборной Евгению Владимирову. Они отмечают, что за последние четыре года национальная команда не провела ни одного сбора. Во время командных турниров главный тренер уделяет внимание только лидеру сборной Муртасу Кажгалееву, не проводя коллективной подготовки к соперникам. В этой ситуации авторы письма, заручившись поддержкой “всей шахматной общественности Казахстана”, предлагают в качестве кандидата на должность главного тренера сборной известного шахматиста Павла Коцура.

Гроссмейстер Владимиров: “ХОРОШО ВИДНЫ И НОГИ, И УШИ”

– Я давно ожидал подобных действий со стороны Федерации шахмат Казахстана, поэтому спокойно отреагировал

на появление этого письма, – заявил нам главный тренер сборной страны

по шахматам международный гроссмейстер Евгений Владимиров.

“КАК СЫГРАТЬ ВШЕСТЕРОМ НА ОДНОЙ СКРИПКЕ”?

– Считаете письмо заказным?

– Для начала давайте посмотрим, что это за ведущие такие шахматисты, подписавшие письмо.

Начнем с Жанибека Аманова. Его рейтинг на март 2010 года – 2395, то есть ниже нормы международного мастера. Этот ведущий (кавычки я не буду сильно обозначать – они и так прекрасно чувствуются по интонации) шахматист Казахстана в чемпионате страны 2008 года, с которого в нем перестали участвовать действительно сильнейшие игроки, занял 14-е место. В прошлом году Аманов стал 16-м, а в этом блеснул, заняв аж 6-е место. Совершенно очевидно, что его фамилия появилась для репрезентативности: три человека маловато, а тут вроде бы толпа.

Следующий подписавшийся – чемпион Казахстана 2008 года, международный гроссмейстер Ануар Исмагамбетов. После того, как Ануар, много месяцев поездив на турниры за государственный счет, не смог выполнить гроссмейстерскую норму, он выбрал беспроигрышную карту – турнир в Алуште (Украина). Там все гарантировано. Был бы рад ошибиться, но с тех пор Исмагамбетов это звание больше не выполнял, и для меня он остается “алуштинским гроссмейстером”. Про него очень точно сказал Павел Коцур: “Амбиции Ануарчика сводятся к одной победе над шахматистом с рейтингом выше 2600, после чего он несколько месяцев почивает на лаврах”.

Третий нижеподписавшийся – действующий чемпион, международный мастер Кирилл Кудеринов. В последнее время в чемпионатах Казахстана у него результаты действительно выдающиеся. Однако до гроссмейстерского рейтинга Кириллу очень далеко. На днях закончился чемпионат Азии, на котором один из ведущих шахматистов Казахстана занял “юбилейное”, 50-е место.

Последний из этого списка – Ринат Джумабаев – на фоне остальных заметно выделяется. Он превосходит их и по шахматной одаренности и, главное, по отношению к делу. Ринат – шахматист, который вышел за пределы казахстанской рутины. Однако его подпись под документом очевидна: Джумабаев является учеником Коцура.

Из этого письма настолько хорошо видны “ноги и уши” господина Асанова (Булат Асанов – международный гроссмейстер, делегат Федерации шахмат Казахстана в FIDE. – Прим. автора), что никакого дополнительного пояснения для профессионала не нужно. А на фоне каких-то непонятных претензий в письме встречаются и нелепые заявления. Вот они пишут о том, что “не осуществлялась коллективная подготовка к соперникам”. Для читателей, наверное, это выражение звучит значительно, но для профессионалов коллективная подготовка к сопернику – то же самое, что вшестером играть на одной скрипке.

Жалуются ребята, что я работаю только с Кажгалеевым, а они предоставлены сами себе, несмотря на обращения с просьбой о помощи в подготовке. Это банальная ложь. Я всем говорил, что если какие-то проблемы, то заходите. “Старшаки” этим пользовались широко. Коцур не считал для себя зазорным спросить совета по тому или иному вопросу.

“РЫЧАГИ” И “СИМПТОМЫ”

– У федерации есть полномочия менять главного тренера сборной?

– Нет, на эту должность назначают Дирекция штатных национальных команд и Комитет по спорту нашего министерства. Меня уже который год чужими руками пытаются с нее снять. Других рычагов, кроме таких “игр”, у них нет. А желание, видимо, большое.

– Не боитесь, что подписавшие письмо шахматисты могут отказаться от участия в этом году в шахматной Олимпиаде и Азиатских играх?

– Это не в их интересах. Правда, из всех подписантов только двое будут играть за сборную. Но если они откажутся, то свято место пусто не бывает.

– В письме есть претензии и в адрес Федерации шахмат…

– Федерацию слегка пожурили, чтобы закамуфлироваться. Пишут, что “противостояние главного тренера и федерации давно вышло за рамки профессиональных разногласий и перешло на личные взаимоотношения”. На самом деле никаких профессиональных разногласий у нас нет, потому что с позиции профессионала здесь выступаю только я, а федерация – с позиции бюрократа.

Данное письмо – очень неприятный симптом того, что для Федерации шахмат и некоторых игроков стремление надуть щеки гораздо важнее конкретного результата. В этом году у нас довольно обширная программа. На Олимпиаде больших шансов нет, поэтому ее я рассматриваю как полигон для подготовки к Азиатским играм. А вот Азиада будет крайне трудным соревнованием. Очень хочется, чтобы шумиха скорее прекратилась и можно было бы нормально работать. Чем раньше это произойдет, тем лучше будет готова команда.

Федерация шахмат: ОФИЦИАЛЬНО ПИСЬМО НЕ ПОСТУПАЛО

Такое впечатление, что открытое письмо, направленное в адрес руководства Федерации шахмат Казахстана, осталось этим самым руководством незамеченным. На просьбу прокомментировать критику работы федерации четверкой шахматистов исполнительный директор Ерлан Исаев заявил, что официально это письмо в федерацию не поступало и он о нем только слышал, но с деталями не ознакомлен.

На что же в таком случае рассчитывали авторы письма, если даже не удосужились направить его адресату? Похоже на простое сотрясание воздуха.

“Письмо появилось не просто так – это крик души, – сказал нам в разговоре один из работников федерации, попросивший не называть его имени. – Работа над развитием шахмат в республике – это достаточно обширный и комплексный вопрос. Федерация шахмат – это общественная, а не бюджетная организация. Чтобы выполнять объем работы, о котором пишут авторы письма, нужно иметь финансовые средства на уровне крупной фирмы. В этом плане в письме многое идеализировано. Там говорится о спорте высших достижений с большими гонорарами, но федерация существует для развития шахмат и помощи всем шахматистам, в том числе и любителям. Мы выполняем определенную работу, оплачиваем ежегодные взносы. Есть много моментов, невидимых со стороны, без которых существование шахмат в стране невозможно. Должен сказать, что Федерация шахмат Казахстана – одна из лучших в мире по всем критериям. Что касается низкого призового фонда чемпионата республики, то Министерство спорта вообще говорит нам, что в таких турнирах его не должно быть вовсе”.

Информацию об определенных финансовых проблемах Федерации шахмат нам подтвердил ее ответственный секретарь, международный мастер Евгений Егоров:

– Что скрывать, некоторые проблемы с финансами у нас действительно есть. Хотелось бы, конечно, помогать и развивать шахматы. Я недавно вступил в должность, поэтому еще не полностью владею ситуацией. Что касается письма, то, на мой взгляд, молодые люди имеют право высказать свое мнение. Они болеют за команду. Хотят, чтобы она прогрессировала. В принципе, я поддерживаю их слова. Хотя на некоторые вещи они смотрят с присущим юношам максимализмом.

P.S. Когда анализируешь письмо и реакцию на него заинтересованных сторон, напрашивается вывод, что его истинная цель – не забота о развитии шахмат в республике и улучшение работы национальной федерации, а смена главного тренера сборной. Хотя казалось, что подобные методы канули в прошлое вместе с прежней политической системой.

Сергей РАЙЛЯН