Стране нужны профессионалы

Самая большая проблема, с которой начинаются многие беды профшкол - это финансирование. Нет должного финансирования - нет социальных условий для обучения, нет материально-учебной базы, нет нормальной практики на производстве, без которой рабочая профессия ну никак не работает. А финансирования нет. Вернее есть, но как и во всей системе образования - неполное.
В результате администрация отдельных профтехшкол республики вынуждена констатировать, что в 2001-2002 учебном году 98 учебных объектов начального профессионального образования нуждаются в капитальном и текущем ремонте и еще 38 таких сооружений находятся в аварийном состоянии. В большинстве профессиональных школ обучение рабочим профессиям ведется на морально и физически устаревшем оборудовании. Свыше 50 процентов сельских профессиональных школ и лицеев нуждаются в новой технике и современном оснащении.
Как это сказывается на образовательном процессе? Самым печальным и в то же время комичным образом. Представьте себе, что в 2000 году в стране был принят новый классификатор. То есть перечень профессий, к которым могли бы приобщиться молодые люди и получить трудовые путевки в жизнь, значительно расширился. Официально сегодня молодые люди обучаются 169 профессиям и получают по окончании учебных заведений 216 специальностей. Однако какая-то часть этих специальностей зиждется на практическом обучении (база хоть устаревшая, но есть), а какая-то - исключительно на теоретическом. Как при этом можно говорить, что люди получили специальность, не известно. Скорее всего, студенты слушают курс лекций по специальности, но практиковать им не на чем и негде. Однако несмотря на остроту вопроса, в этом году он будет решаться только в Актюбинской и Карагандинской областях. Там уточненными бюджетами предусмотрены средства на приобретение оборудования и техники. Во всех остальных областях республики местный бюджет опустил статьи расходов на укрепление учебно-материальной базы.
Прохождение производственной практики - вообще отдельная тема. Все решают ее по-своему. Но как говорят первые руководители профшкол и лицеев, практика их студентов держится исключительно на их личных связях, старых добрых договоренностях между предприятием и учебным заведением. Большинство предприятий, зная нищенское положение профшкол, а по идее профшколы должны платить за практику своих студентов предприятиям мзду, просто идут навстречу и берут учащихся на практику безвозмездно. Однако, как долго это может продолжаться? В любой момент каждое из предприятий может отказать студентам. Что тогда? Обсудить этот и многие другие непростые вопросы надо было давно. Но только недавно в южной столице собрались все заинтересованные в продвижении и развитии начального профессионального образования люди. Возглавила форум вице-министр Министерства образования Куляш Шамшидинова.
Из ее доклада стало ясно, что денег не хватает профобразованию не только на крышу, туалеты и станки, но и на общежития, горячее питание и многое другое. В частности по местам проживания своих студентов: в Мангистауской области руководство профшкол вообще не обременено этим вопросом. Там общежитий просто нет. В целом же по республике из 275 государственных профшкол только 172 имеют общежития, в то время как каждый четвертый обучающийся нуждается в общежитии. Из 173 колледжей только 126 имеют общежития. В Актюбинской области из 13 имеющихся общежитий 8 находятся в аварийном состоянии. В общем, хорошую крышу студентам никто не обещает. Единственное, на что разорились местные бюджеты в этом году, так это на горячее питание для лицеистов.
Правда, прежде чем государство взяло на себя заботу о пропитании студентов, Министерству образования и науки пришлось преодолеть много трудностей. Но зато сегодня акимы городов Астаны, Алматы, Кызылординской, Карагандинской, Атырауской, Жамбылской, Мангистауской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей решили вопросы об организации питания для всех учащихся профессиональных школ. Они на тендерной основе определяют организации сферы питания, которые обеспечивают горячими обедами учащихся на местах. В областях: Алматинской, Актюбинской, Восточно-казахстанской, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской горячим питанием охвачены только дети, получающие адресную социальную помощь. Кормить все-всех-всех, нет средств.
И еще одна хорошая новость: у специалистов среднего звена вот-вот появятся новые специальные учебники. На сегодня уже готовы макеты 60 учебников и 100 учебно-методических комплексов. Всего же до 2005 года будут подготовлены 850 наименований учебников и 2550 - учебно-методических комплексов.
Передача финансирования профшкол из областных бюджетов на городские и районные привела к тому, что профшколы стали закрываться. Местные бюджеты не в состоянии вытянуть профессиональное начальное образование. В прошлом году были закрыты шесть учебных заведений. В ряде областей стали происходить случаи передачи типовых учебных зданий профшкол другим структурам без согласования с Министерством образования и науки. В Акмолинской области была закрыта профшкола № 5, а задние - передано МВД РК. В Алматинской, Актюбинской, Жамбылской областях здания пяти профшкол были переданы Министерству обороны РК, а профшкола № 7 в городе Кызылорде - реорганизована в негосударственное учебное заведение.
Сегодня в 48 районных центрах республики нет организации начального и среднего профессионального образования. Не удивительно, что по расчетным данным до 80 тысяч выпускников общеобразовательных школ остаются не занятыми ни обучением, ни полезным трудом.
Ну а в качестве вывода Куляш Ногатаевна предложила посмотреть, как все вместе взятые проблемы ухудшают социальную защищенность молодежи и снижают возможность получения ими профессии. И страдают при это мне только молодые люди, но и общество в целом. Мало того, что в стране наметился явный крен в сторону преобладания руководителей над рабочими (специалистами). Рабочих среднего звена в стране катастрофически не хватает. Кроме того, праздношатающаяся молодежь обостряет криминогенную обстановку в стране. И если сегодня проблема по реорганизации структуры профобразования не будет решена, завтра придется искать дополнительные бюджетные средства, чтобы решать вопросы занятости этой категории молодежи.
Судя по тем проблемам, которые накопились в системе профобразования, стране уже пора принимать самостоятельный закон о профобразовании. Не исключено, что в ближайшем будущем такой документ будет разработан и принят. Но на сегодня конференция ограничилась предложениями и дополнениями, которые должны лечь в основу нормативно-правовых документов, регулирующих выживание профсистемы. В частности говорилось, что при поддержке правительства РК прорабатывается комплекс мер по вовлечению крупных компаний, предприятий, ассоциаций работодателей по восстановлению сети профессиональных учебных заведений, занимающихся подготовкой рабочих кадров и специалистов среднего звена. Совместно с Министерством экономики и торговли, транспорта и коммуникации, сельского хозяйства и министерства образования и науки уже разработаны меры, которые представлены в правительство. Ожидается, что к подготовке нормативно-правовой базы профсистемы активно будут привлекаться работодатели и другие социальные партнеры. Нужно сообща выработать стандарты, решить вопросы кадровой политики на уровне регионов, усовершенствовать структуру управления. Так в ряде областей и городов вышеуказанными проблемами занимались два, в лучшем случае три человека. Чего можно добиться такими силами при наличии такого количества проблем? Ничего. Теперь, судя по всему, все изменится…

Автор: Яна Дельфий