Стране нужны бабки: все подробности повышения пенсионного возраста у женщин

И каждые полгода он будет повышаться еще на шесть месяцев. Так что к 2027-му в стране наступит эпоха гендерного равенства. И женщины, и мужчины равно будут уходить на заслуженный отдых в 63 года. Но если покопаться в сути вопроса, то в этом решении можно найти пару парадоксов.

А вас, леди, я попрошу остаться

Согласно официальной статистике, доля экономически активных женщин от всех гражданок РК составляет порядка 66 процентов. И вообще почти половину работающих в отечестве составляет слабый пол. Скажем, в образовании более 63 процентов руководителей – дамы. В здравоохранении – 45–46 процентов. В сфере социальных услуг – 44–45 процентов. В торговле, на предприятиях питания процент командиров в юбке превышает 42 процента. В банковской и финансовой отрасли – около 40 процентов. А в некоторых органах власти дам даже больше, чем мужиков, – особенно в регионах.

Заметки на полях

Представил себе картинку: работница пенсионного возраста “накрывает поляну”, чтобы попрощаться с коллективом: напитки-закуски, напутственные речи-тосты. Тут заходит кадровик. Тьфу, черт! Конечно, кадровичка – у нас же, как и на всем постсоветском пространстве, за персонал отвечают женщины!

И вот голосом папаши Мюллера из незабвенного сериала “17 мгновений весны” произносит: а вас, леди, я попрошу остаться. Срок годности работы в этом коллективе у вас еще не вышел… И, как всякому исполнительному группенфюреру Штирлицу, ей придется задержаться. Правительство сказало: надо! Надо отвечать: яволь! Сопли-вопли – побоку. Закон слезам не верит.

Если кто забыл – напомню. Закон “О пенсионном обеспечении”, принятый в 2013 году, предусмотрел эту пошаговую схему. А года два-три назад кто-то из депутатов мажилиса сказал в интервью КТК, что многие страны Европы начали повышать пенсионный возраст уже сейчас – в некоторых до 67–68 лет. Потому что рождаемость падает, рабочих рук и здравых мозгов, которые способны кормить растущую армию пенсионеров, – все меньше.

По прогнозам европейских аналитиков, если вектор ситуации не изменится, то к 2065 году молодая семья будет кормить не только престарелых папу и маму, но и бабушек с дедушками.

Потому что продолжительность жизни в Старом Свете растет, здравоохранение демонстрирует чудеса, а госбюджет от этого не становится толще.

Казахстанцы тоже стали жить чуть дольше установленного пенсионного возраста. И наша медицина – тоже уже не отчет о росте смертности. Так что тенденции схожи. Но!

Молодым – куда у нас дорога?

В процветающих государствах выход на пенсию однозначно снижает качество жизни человека в полтора-два раза. В странах СНГ – в 3–4 раза. Это холодная статистика. В ноябре прошлого года глава комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана КАРАГУСОВА в ходе правчаса “наехала” на правительство и Счетный комитет: “Анализа изменения состояния и качества жизни населения мы у вас до сих пор не видели”. Это по поводу решения проблем на рынке труда.

Месяц спустя старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Лидия ПАРХОМЧИК сообщила: “Численность трудоспособного населения в 2017 году достигла 12,9 миллиона человек. При этом численность рабочей силы в стране – порядка 8,9 миллиона человек. По сравнению с 1991 годом количество официально зарегистрированных работающих на миллион меньше, чем в 2016 году… Получается, что за все эти годы у нас не создано достаточное количество рабочих мест, чтобы обеспечить ими все население. Как результат, значительная часть граждан попала в категорию самозанятых… При этом если делать разбивку по линии “село – город”, то количество самозанятого населения выросло на селе на 1 200 процентов, а всего по стране увеличилось на 676 процентов... У нас образовалась прослойка граждан, которые не попадают в официальную систему и не имеют возможности отчислять налоги согласно нормам трудового законодательства”. Что скрывает статистика по безработице

Смотрю статистику по неработающей молодежи. Уже лет пять по стране гуляет термин “дипломированная безработица”.

Ну да, в беззаботно-безработные “нулевые” высшие учебные заведения наплодили орду юристов и экономистов – порядка 30–35 тысяч специалистов без практического опыта. И куда им теперь податься, если тетки с опытом – хоть ты их стреляй! – не покинут свое место, пока закон им позволяет.

Поэтому теория “Оптимизация динамики работы тяглового средства перевозки, связанная с устранением изначально деструктивного фактора транспортной единицы”, то есть баба с возу – кобыле легче, тут не работает. Иными словами, пока опытные женщины способны продуктивно (или как там у них получится – это уж начальству решать) работать, молодые должны искать другие вакансии. Где?

Справка “КАРАВАНА”

В октябре прошлого года вице-министр труда Биржан НУРЫМБЕТОВ сделал шокирующее заявление, которое многие пропустили мимо ушей: “У 28 процентов трудоспособного населения только среднее образование. Среди самозанятых – половина таких. Без специального и профессионального – 38 процентов безработных. Сегодня 48 процентов новых рабочих мест создает государственный и квазигосударственный сектор”.

Понимаете, о чем речь? Биржан Бидайбекович прямо сказал, что отечественной экономике не хватает специалистов! Я сейчас не о среднем звене. И даже не о декабрьском заявлении министра информации Даурена АБАЕВА, что к 2022 году в республике будет создано 300 тысяч новых рабочих мест (их много наплодили за последние два года, но не все из них реально стали рабочими). Я о том, что молодым теперь труднее будет найти рабочие места. Молодежная безработица: реальность и мифы

Когда “работают” цифры, а не люди

В начале прошлого года независимые эксперты дали мрачный прогноз: безработица в республике будет расти, но невысокими темпами. Потому что в рамках программы продуктивной занятости планируется создать десятки тысяч рабочих мест с мультипликативным эффектом. И это позволит сохранить уровень безработицы в пределах 5 процентов.

А в июле Евразийская экономическая комиссия заявила, что рост числа казахстанцев, зарегистрировавшихся в центрах занятости, перешагнул отметку в 37 процентов. Это значит, что соискатели не сумели найти работу самостоятельно. Даже через электронную биржу труда. Да, чуть не забыл: число безработных среди женщин выше, чем у мужчин.

Алматы