Страна непуганых насильников: педофилов в Казахстане считают обычными хулиганами

Отгремел День защиты детей, отзвучали громкие слова о том, что дети – наше будущее, и страна вернулась к будням. Будням, в которых с пугающей регулярностью сводки полицейских пополняются сообщениями о преступлениях против самых беззащитных граждан.

“Ввиду возникшей симпатии прикасался к груди и ягодицам”

В апреле в Нур-Султане старшеклассница стала жертвой мужчины, проследившего за ней из автобуса до подъезда, где живет ребенок. В мае вновь в столице от аналогичных насильственных действий сексуального характера пострадала 12-летняя девочка, которая успела сообщить маме о приставаниях незнакомца в автобусе, и родительница сумела снять на камеру его лицо. В обоих случаях мужчины отделались арестом на 10 суток!

16 мая, опять в столице, водитель автобуса изнасиловал несовершеннолетнюю девочку с ДЦП, увезя ее на конечную остановку. Сейчас он находится под подпиской о невыезде.

Редакция “КАРАВАНА” запросила у полиции и надзорного органа детальную информацию, в том числе – почему к подозреваемым применили столь мягкие меры, а не водворили в СИЗО?

В МВД нам сообщили лишь об одном деле: 17 мая отдел полиции УП района “Алматы” г. Нур-Султана начал в отношении водителя досудебное расследование по ст. 120, ч. 3-1, п. 1 УК (Изнасилование). Назначены комплексная судебно-биологическая, молекулярно-генетическая, психолого-психиатрическая экспертизы (заключения не готовы), по результатам будет дана правовая оценка.

В Генпрокуратуре сообщили, что по факту преследования школьницы от автобусной остановки до подъезда и совершения насильственных действий сексуального характера полиция установила 20-летнего А.

– 17-летняя девушка рассказала: неизвестный прикасался к ней (к груди и ягодицам), вступить в половой контакт не предлагал, половой орган не показывал, попытки снять одежду не предпринимал. А. дал аналогичные объяснения, мотивируя совершение своих действий возникшей симпатией. В действиях А. имеются формальные признаки ст. 124 УК РК (Развращение малолетних). Учитывая, что несовершеннолетняя на момент происшествия не являлась малолетней (до 14 лет), правовых оснований для привлечения к уголовной ответственности гражданина А. по ст. 124 УК РК не имеется. Также в его действиях не усматриваются признаки уголовных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120–123 УК РК. В случае, имевшем место 19 мая т. г. в маршрутном автобусе, органом уголовного преследования также не установлены признаки состава преступлений, предусмотренных ст. ст. 120–124 УК РК, – рассказал замначальника службы уголовного преследования Т. ЖАНГАРАШЕВ"Педофилы потирают руки" - юрист прокомментировал арест на десять суток для мужчины, который домогался школьницы в автобусе

За 2021 год зарегистрировано 913 уголовных правонарушений, совершенных в отношении половой неприкосновенности несовершеннолетних, из них в суд направлено 557 дел, осуждены 429 лиц. За 5 месяцев т. г. наблюдается снижение количества зарегистрированных таких преступлений на 13,8 процента (с 465 до 401), в суд направлено 63 дела (92), осуждены 190 лиц (174).

“В этих брюках он был?”

А пока взрослые не могут защитить детей, юные жертвы насилия оказываются сломленными морально и физически, заканчивают жизнь самоубийством или сходят с ума. Именно так произошло с 12-летней девочкой, пережившей изнасилование.

– Во время следственных действий следователь бросил в лицо ребенку брюки насильника со словами: “В этих брюках он был?”. С девочкой случилась истерика, ее увезли в психиатрическую клинику, где она пролежала 3 месяца… К сожалению, в нашей стране есть такие перекосы, – рассказывает руководитель общественного фонда “Не молчи”, работающего с жертвами насилия, Дина ТАНСАРИ.

После насилия жертвам в Казахстане приходится терпеть унижения на всех уровнях.

– Что происходит в судмедэкспертизе, куда отправляют потерпевших после изнасилования?

– 11–14-летних девочек осматривают мужчины. Ты приходишь вся истерзанная, тебя кладут на кресло, и 3 мужика стоят, разглядывают тебя и твои половые органы. Подростки впадают в истерику. 13-летняя девочка, которую мы привезли на экспертизу, с криками “Не буду! Не подходите!” выбежала из кабинета. Отказалась проходить экспертизу и 14-летняя жертва группового изнасилования.

Мы просили пригласить судмедэксперта-женщину, нам сначала говорили, что она в отпуске, потом – что уволилась. В итоге мы потеряли драгоценное время, – вспоминает Тансари.

Не только девочки, но и взрослые жертвы насилия отказываются проходить экспертизу в травмирующих условиях. У 27-летней женщины, которую изнасиловали прямо возле арендованного жилья (она прилетела в Алматы в командировку), в кабинете судмедэксперта случилась истерика.

Она отказалась проходить экспертизу, чем тут же воспользовался следователь и предложил написать отказ. Насильник остался на свободе...

– Мы несколько раз обращались в минюст по данной проблеме, еще в 2019 году приложили фотографии действующего кабинета СМЭ. Нам ответили, что скоро у экспертов появится новое здание. И где оно спустя 3 года? – задается резонным вопросом глава “Не молчи”.

А за рубежом, рассказывает Тансари, жертва насилия проходит комплексное медицинское обследование в клинических условиях, а не как у нас: кабинет площадью 9 квадратных метров, письменный стол, тут же гинекологическое кресло и толпа мужиков… Каждый шаг обговаривается с потерпевшей, которую на всех этапах сопровождает психолог, потому что прикосновение к половым органам, которые болят, кровоточат, вызывает физические и моральные страдания у жертвы.

Встала на ноги

Собеседница сообщила нам, как продвигается дело первоклассника, ставшего жертвой насилия со стороны старшеклассников в Алматы. О происшествии стало известно в мае.

– Ребенок прошел процедуру депонирования, следственный судья на видео зафиксировал показания мальчика. Больше его не будут приглашать, чтобы не травмировать повторно. Отмечу, эта норма применяется и для женщин, переживших тяжелую психологическую травму (в том числе вследствие изнасилования и других преступлений). Но в Казахстане тяжело добиться депонирования – надо быть одержимым адвокатом. Настолько низвели изнасилование в бытовое преступление, – говорит Дина Тансари.

А пережившая многолетние изнасилования отчимом в детстве девочка из Павлодара, столкнувшаяся с цинизмом взрослых и выпрыгнувшая из окна 9-го этажа, встала на ноги: девушка учится на психолога, планирует бороться за других детей, также ставших жертвами насилия.

Наказание для педофилов

В июле “Не молчи” исполнится 6 лет. За эти годы фонд участвовал в 101 деле по преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних. 53 из них были совершены близкими родственниками (отчимами, отцами, дедами, дядями, братьями), в 3 случаях – педагогами-тренерами. По 40 заявлениям вынесли приговоры, из них 4 – по групповому изнасилованию несовершеннолетних. 39 дел находятся в производстве. Всего осуждены 48 насильников над несовершеннолетними.

– Также нам удалось привлечь к ответственности порядка 150 полицейских за халатность, волокиту, фальсификацию данных по делам данной категории, – дополнила Дина Тансари.

Команда фонда “Не молчи” хотела бы открыть шелтер для детей, переживших насилие.

– На его базе должна работать целая команда юристов, психологов и независимых судмедэкспертов. Но пока это лишь мечта, – поделилась с нами Дина Тансари.

Вместо послесловия

В Международный день защиты детей психолог из Костанайской области получил 23 года тюрьмы за изнасилование подопечной. В детдоме г. Рудного 44-летний мужчина проработал более 10 лет. До этого трудился в “Черном беркуте”, колонии для пожизненно лишенных свободы.

НУР-СУЛТАН