Беспредел, который устроили бывшие сотрудники внутренних правоохранительных органов неделю назад посредине Алматы, вышел за пределы бывшего столичного города. Теперь о нем знают не только в стране, но и за рубежом. Наши доморощенные поклонники "мужских разборок" отныне известны всему миру. И не отдельным парламентариям из Вашингтона, имеющим "деловые" связи с забугорной, и очень непримиримой, казахстанской оппозицией, а всем потребителям продукции западных информационных потоков.
Схема проста, как ширинка
Обсуждая произошедшее с коллегами, и в первую очередь, с Артуром Платоновым, приходишь к выводу, что ничего не изменилось в беспредельном менталитете нашей милиции-полиции. Над всем тут нависает суровая блочная система мышления. "Блочная", - потому что сотрудники МВД никак не могут отделаться от ограниченного алгоритма своих действий.
Не нравится человек? - "закроем его". Неважно как: и "порошок" можно подкинуть, и нетрезвого можно забрать прямо из собственного подъезда; в конце концов, можно и просто лицо с ребрами пощупать.
Пошел шум в прессе о собственном беспределе? - предложим пострадавшему взятку и уговорим забрать заявление.
Пресса не унимается? - выпустим "в народ" начальника: он всех успокоит.
Вот только, что за "блок" последует дальше, я даже боюсь предположить. Потому что, пока ни один из милицейских "блоков", что называется, не сработал. Наоборот, вместо любви и глубокого (с благоговением) уважения наши сотрудники внутренних дел получили от общества пожелания, которые очень трудно воспроизводить на бумаге.
А раз так, то сегодня, завтра и послезавтра, и может быть даже и послепослезавтра нужно ждать совсем уж неадекватных мер от алматинских правоохранителей.
Поиски черных
Целый месяц путешествуя по Центральной России, я все время наталкивался на один и тот же вопрос от аборигенов: - Ну, как вас там, казахи? - И очень удивлял местных жителей своими ответами. Вообще-то не мной и не сегодня замечено, что чем более мононационален состав населения, тем больше предрассудков по поводу людей с другим разрезом глаз, цветом кожи и т.д. То, что обыватели в Москве считают Алматы городом юрт и верблюдов, - привык еще с 70-х годов прошлого столетия. А вот, к тому, что нас там до сих пор считают своей национальной окраиной, - смириться уже никак не могу.
Все познается в сравнении. Бытовой национализм есть везде. Но не везде он становится системой государственного мышления. На этой неделе в Москве произошел мощный взрыв в жилом доме, погибли люди. Что говорит по этому поводу публично прокурор российской столицы? А то, что в квартире, где вероятнее всего произошел взрыв, проживали лица армянской национальности, которые сдавали ее в аренду другим лицам армянской национальности (!). Велика Россия, а жить ей вечно мешают лица другой национальности!
Вот, к примеру, вы можете представить, чтобы прокурор г. Алматы выступил с заявлением по поводу избиения г. Платонова тремя бывшими милиционерами, и при этом использовал такие понятия, как "лицо русской национальности", "лица казахской национальности"? А в Москве - могут. И вся страна это смотрит и слушает.
Будучи в России, нужно сразу привыкнуть к понятиям "черный" и "черные". Эти прилагательные коренное население использует по поводу всех "лиц нероссийской национальности" Причем, при этом не обязательно, чтобы произносивший эти слова сам был русским. К примеру, мне в прокуренном тамбуре вагона, несшегося из Пензы в Москву о "черных" толковал никто иной, как цыганский барон. В его варианте "черными" были арабы, которые воюют в Чечне против федералов.
Национальная нетерпимость, мифы о других народах, и достаточно неразнообразная кухня, - вот, что постоянно раздражает в России. Картошка, конечно хороший продукт. Но не в таких же количествах!
Мы в Казахстане - тоже не самые лучшие знатоки российских бескрайних просторов. Но Владивосток с Харбином путать все же не будем. А на одном российском рынке мне привелось услышать такой разговор:
- Откуда дыни?
- Из Чимкента.
- Из Чимкента… А Чимкент - это Ташкент или Азербайджан?..
Сильны там и покровительственные мотивы. Один совершенно умный человек, почти доктор наук, в Санкт-Петербурге на полном серьезе спрашивал меня: - Вот вы от нас ушли в 91-м году, и, что?.. Лучше жить вам стало без нас, со своей независимостью, со своей валютой? - На мои попытки объяснить, что не мы, а Россия (вместе с Белоруссией и Украиной) ушла от республик СССР, и, что не мы выкинули себя в 1993 году из рублевой зоны, - этот человек только отмахивался и говорил: - Ай, брось! Наедитесь вы своей воли, все равно к нам приползете.
Драть или не драть?
В принципе, сравнивать государство, в котором живет 15 миллионов жителей, со страной с 150-ти миллионным населением трудновато. Да и не стоит уже сегодня такой задачи. Информационно подкованные россияне с удивлением признаются, что знают об экономическом росте в Казахстане, и наших супер-пупер-макро показателях. Другое дело, что, к примеру, в сфере налоговой действительности сравнивать две наших страны весьма трудно. И там и там наломано столько дров, что приходится выяснять: не кто из нас лучше, а кто - хуже?
Подтверждением сказанному служит заявление, которое на днях сделал в Алматы президент Всемирной ассоциации налогоплательщиков (ВАН) господин Бьерн Валберг. Он прямо сказал о том, что несовершенное законодательство стран с новой демократией мешает их экономическому росту. Как сообщает информационное агентство "Kazakhstan today" сей господин по поводу нашей республики выразился еще конкретней: "Если вы хотите улучшить экономический рост в Казахстане, то должны поддерживать развитие предпринимательства. А для этого я бы хотел порекомендовать вашей стране уменьшить количество разрешений и лицензий". По данным г-на Валберга подобных документов сейчас у нас в стране (зажмурьтесь) 1400! Порекомендовал президент ВАНа и прекратить внеплановые инспекции деятельности казахстанских компаний со стороны госорганов.
Подобные вещи от зарубежных экспертов мы слышали и 10 лет назад. Но тогда у предпринимателей в глазах горел энтузиазм, и им казалось, что наши чиновники, наслушаются умных иностранных речей, и тут же примутся расчищать дорогу перед местным бизнесом. Но ничего за это время не изменилось. Как долбили госчиновники предприимчивых людей, так и долбят. Различие одно, - новая генерация бюрократов перестала путать собственный карман с государственным: они просто не знают, что у государства тоже есть карман.
В этой ситуации надеяться на "перевоспитание" чиновничьего аппарата, - занятие крайне глупое. Там не людей, там всю систему менять надо.
Выходом же из этого может стать реализация проекта "Совершенствование системы защиты прав налогоплательщиков, как составной части правовой реформы в РК". Его продвижением в жизнь занимается общественный фонд "Формирование налоговой культуры" (ФФНК). И к настоящему моменту ему уже удалось издать брошюры "Анализ налоговых ошибок", "Права и обязанности налогоплательщиков", "Налоговые споры: порядок их рассмотрения".
Дело осталось за малым, - как можно шире распространить эти издания по стране. Несмотря на формулу, что знание умножает боль, в данном случае, доскональное знание простыми и не очень налогоплательщиками своих прав и обязанностей должно помочь изменить общую ситуацию в стране, когда любой "госпроверяла" (особенно из налоговой инспекции) чувствует себя на территории частных предприятий, как у себя дома.
Если государство не хочет двигаться навстречу своим налогоплательщикам, - налогоплательщики сами должны подвинуть государство к себе поближе. И не с помощью взяток и крутых знакомств, а с помощью совершенствования соответствующего законодательства и знания всех нюансов налоговой политики этого самого государства.
Скоро кто-то напугается
И, все-таки, минувшие дни все больше подталкивают к мысли о том, что живем мы в стране не пуганных чиновников.
Даже на пенсии, ветераны силового госдвижения чувствуют себя настолько уверенно, что имеют наглость приходить на чужие пресс-конференции и заявлять, что они никого не били, и, вообще пьяными не были. Наверное, им так нагло от того, что они знают: "органы своих не сдают".
Даже, уже зная о своей грядущей отставке, начальник милиционеров самого крупного мегаполиса публично заявляет о том, что никого он арестовывать не собирается, - и это при том, что уже фактически установлено КТО и КАК избивал известного в стране журналиста.
Наверное, ему греет душу тот факт, что он уже знает о своем переводе на работу в другой город республики
Даже имея на руках многочисленные свидетельства о негативной реакции внутри и вне страны на факт нападения на Артура Платонова, - премьер-министр, как воды в рот набрал. Молчит, как партизан и министр информации, культуры и общественного согласия (!). Наверное, им так тихо от того, что они не воспринимают очередные выпады против местных СМИ, как политический инцидент, который может привести к их скорой отставке.
И, кстати, зря они это делают. С развитием экономики в стране, стала продвигаться и политическая жизнь в республике. Иногда, правда, эта жизнь, конечно, принимает такие прикольно-уродливые формы, вроде ДВК. Но публичность, открытость и внятность политиков, - вот главные критерии, которые уже сегодня все больше выходят на первый план. Большинство наших членов правительства этого еще так и не поняли.
В этой связи можно с уверенностью прогнозировать, что грядущий 2003 год для нынешних правительственных топ-менеджеров (тех, кто до этого времени останется в своих креслах) будет очень суровым испытанием. И, скорее всего, - с политически-летальным исходом…