Страна называется Ка-зах-стан: российский историк встал на защиту казахского языка

Такое мнение в интервью «Независимой газете» высказал уроженец Казахстана, а ныне российский историк, директор агентства этнонациональных стратегий, доктор исторических наук, профессор Александр Кобринский.

- Большая ошибка в сегодняшней политике как в России, так и в Казахстане состоит в том, что у нас на высшем уровне – прекрасные контакты, в бизнесе – чудесные, в военной сфере – еще лучше, но все это – довольно ограниченный круг людей, - отметил эксперт в начале. - Бесконечно важный, но все же ограниченный. Для элит. Мы не спускаемся на уровень обывателя, простого человека, обычного гражданина России и Казахстана. У нас – простых россиян и казахстанцев – мало общих дел! Да, у нас сильные связи, прочная общая историческая память, но растет новое поколение. Те, кому сегодня сорок лет, уже не помнят Советского Союза – той общности, которая, казалось, крепко-накрепко связала нас. А для тех, кому сегодня тридцать лет, великая межнациональная дружба, рожденная в СССР, – это рассказы сродни легендам о Чингисхане. Поверьте, для них едино, что Иван Грозный, что Леонид Брежнев. Поэтому нужно опускаться глубже. Нужны контакты на массовом низовом уровне. Да, есть молодежь, которая приезжает для учебы в университетах, но опять же это небольшая прослойка, стремящаяся затем попасть в широко понимаемые элиты...

...Мы вкладываемся в шахты и автопром, но забываем о простом человеке. Точно так же сверхдорого казахстанцам съездить отдохнуть на Байкал или в Крым. Проблемы одного порядка. В итоге и казахи, и русские отвозят в условную Турцию миллиарды долларов. А всего-то нужно развивать и субсидировать туризм внутри Евразийского союза. Создавать льготы для семейного, школьного и студенческого туризма. 

Ответственно заявляю, что те российские патриоты, которые твердят: «Казахстан наш», никакие не патриоты. Это говорят те, кто хочет расколоть наше единство. Поскольку на такие речи однозначно будет негативная эмоциональная реакция, на которую в свою очередь так же сверхэмоционально отреагирует противная сторона. И так до бесконечности и по нарастающей.

Далее журналист поинтересовался отношением историка к тому, что сегодня Казахстан пытается вдохнуть в казахский язык новую жизнь, в то время как «некоторые российские патриоты увидели в этом угрозу русским».

– С большим уважением отношусь. Потому что страна называется Ка-зах-стан. Это более чем нормально – учить язык своего народа. Ведь очевидно, что огромное количество казахов сегодня не знают казахского языка, особенно старшее поколение, потому что не было потребности тратить свои силы на изучение пусть и родного, но не актуального на тот момент языка. Но двуязычие надо сохранить!

Приведу пример из личной жизни. Не так давно я собирал документы своей матери, которая родилась в Казахстане. Нашел свидетельство о рождении, где большими – прямо огромными! – буквами было написано на казахском, а маленькими в подстрочнике – на русском. Это в самый, как говорится, разгар Советского Союза. То есть была одна страна, понимаемая как Россия, но никого не возмущало, что на казахском языке крупнее, чем на русском. Тогда не видели проблем, и сейчас не должны их искусственно создавать.

Надо просто уважать друг друга. Вместе этого нам из англосаксонского мира ввели в оборот фразу «надо быть толерантным» по отношению к межнациональному многообразию. Это лживое слово. В Советском Союзе мы никогда не были толерантны, то есть терпимы друг к другу. Мы любили и уважали друг друга. Мы создавали семьи. А нам сегодня предлагают терпеть друг друга, - подытожил специалист.