Страхи казахстанских каскадеров

Начиная с дебютного 2004 года, наши смельчаки неизменно занимают призовые места и признание мировых профессионалов в мире экстрима.
Но с каждым годом финансировать подобные поездки самостоятельно становится все сложнее.
Когда узнала, что представится возможность побывать на тренировке единственных каскадеров Казахстана, чья работа - каждодневный риск сломать себе шею во время выполнения очередного трюка или создания нового мирового рекорда, я бешено стала выстукивать в "поиске" сайтов любую информацию про них.
О чем только не писали СМИ, как наши, так и ближнего зарубежья! "Казахстанские каскадеры оказались кыргызскими", - утверждала одна газета, "ассоциация каскадеров, в честь празднования своего двадцатилетия провела грандиозное шоу", - повествовала вторая, "в ассоциации каскадеров Казахстана 40 профессионалов", - заявляла другая, "в состав объединения входят мастера автородео, авто- и мотоспорта, парашютного и парапланерного спорта, пилотов летной авиации и мастеров единоборств", - подхватывала практически каждая из них, словно переписывая друг у друга.
Честно говоря, я с детства мечтала камнем упасть на землю с парашютом, и, размечтавшись, с интересом готовила вопросы типа: "а можно?", "а как?".
Итак, рано утром мы поехали за город, где на территории одного недавно открывшегося авторынка Алматы через день проходят репетиции, вернее, тренировки патриотов страны (об этом попозже) и фанатов своего дела.
На первый вопрос о путанице с гражданством Александр Терехов, президент ассоциации каскадеров Казахстана, профессионал вождения автомобиля на двух колесах и генератор идей создания трюков, с улыбкой ответил: "В 2004 году для участия в международном конкурсе каскадеров "Прометей", мы пригласили пару каскадеров-конников из Кыргызстана. Отсюда, видать, пошла вся эта неразбериха".
Чтобы устранить видимую опечатку о времени существования ассоциации отметим, что она была основана ее действующим президентом в 2004 году Александром Тереховым на основе его собственных наблюдений за функционированием подобных организаций в других странах.
"Главная причина неприбыльности нашего занятия заключается в том, что в Казахстане практически полностью отсутствует трюковое кино, которое повсеместно собирает огромное количество зрителей и пополняет кассы бюджетов. А ведь именно это наша основная работа - дублировать сложные трюки актеров. Совсем недавно мы принимали участие в съемках нового казахстанского фильма "Шучу", до этого в нашей фильмотеке "Ночной дозор-2", "Кочевники", другие фильмы. Но это словно капля в море, сравнивая с теми объемами работ, которые есть у наших российских коллег. Я не говорю уже о Западе, где все, что носит название "экшн" проходит с участием каскадеров, которые во многом не составляют нам конкуренции. Нам же, чтобы хоть как-то существовать, приходится подрабатывать в съемках рекламных роликов, клипов. Гастролируем по городам Казахстана, иногда выезжаем за рубеж. Если предстоит поездка в один город, то она нам явно обойдется в убыток. Заработанные деньги едва покроют все растраты. Чтобы заработать средства для приобретения нового реквизита, автомобилей, взамен сгоревших на шоу, экипировки, нам нужно будет колесить по стране полгода. Заработаем, скажем, 10 000 у.е., из них на 10 человек остается меньше 2000. И все это носит нестабильный характер".
Во время нашей беседы и прогулки по боксам, огромным гаражам, где находятся машины, мотоциклы, сгоревшие и ждущие этой участи, огнетушители, вывески афиш (среди которых самая большая из них гласит о единственном ледовом шоу каскадеров, прошедшем в начале января этого года и не имеющего аналогов в мире), каскадеры проверяли состояние своих железных "друзей".
Тут же, в боксах, как в музее, лежала груда металлолома, некогда бывшей автомобилем. После столкновения с бетонной стеной на скорости 80 км/час машина уже не подлежит ремонту. Однако, Александр Терехов, профессиональный каскадер, исполнявший этот трюк, стоял рядом живой и давал подробное интервью:
"А вот на этой машине Диляна выполняет свой прыжок через огненный туннель в 4 метра (Диляна Касымова - на сегодняшний день единственная девушка-каскадер в Казахстане, - прим. автора), - указывает Терехов на яркое авто, - видишь, как она погнула крышу? Этот трюк уже признан рекордом Казахстана, попробуем подать заявку на признание его в книге рекордов Гинесса. До нее этот трюк уже был исполнен, только мужчиной".
На сегодняшний день в ассоциации 10 каскадеров, и каждый из них имеет многолетний стаж каскадерства.
"В принципе, каскадером может стать каждый. Для этого нужно огромное желание и любовь к тому делу, которым ты хочешь заниматься всю жизнь. Хочешь посвятить свою жизнь профессиональному риску, веришь, что именно такой образ жизни тебя влечет, приходи в нашу школу трюкового мастерства. Только если решишься на этот шаг, учти, что, обучая бесплатно своих будущих коллег, мы надеемся, что в тот момент, когда нужно будет уехать за границу на гастроли, ты не отвернешься, сказав, что у тебя другие планы", - так был прерван ход моих честолюбивых планов "попробовать себя в каждом деле", а тем более таком захватывающем!
Поделюсь с вами гордостью тем, что мне все же удалось окунуться в мир трюков, где всякий раз сжимается сердце в ожидании, что же будет дальше.
Надо мной пролетел каскадер, исполняющий прыжки на мотоцикле с трамплина. Вращающиеся колеса железного коня, пролетающего надо мной, и сосредоточенные глаза Дмитрия Авдеева, каскадера, исполняющего этот трюк, надолго останутся в памяти.
Как потом делился Дима, его немного трясло от мысли о том, что что-нибудь пойдет не так.
"Неправду говорит тот каскадер, что утверждает, будто ничего не боится. Страх - это нормальное состояние любого человека. Каскадер - такой же нормальный человек. Просто мы умеем управлять своими чувствами. По крайней мере, мы стараемся, чтобы так оно и было", - прокомментировала Д. Касымова.
А Дима продолжал испытывать свои нервы, мощность своего железного друга, параллельно выслушивая и прислушиваясь к наставлениям А.Терехова.
Дима Авдеев пришел в ассоциацию после того, как 1 апреля этого года увидел на Старой площади выступление каскадеров. Он просто подошел к Терехову и попросил взять его в команду. Стаж вождения мотоцикла, по признанию самого Димы, около полтора года. До этого увлекался экстремальной ездой по горам на велосипеде, и потом уже на мотоцикле. И уже сегодня он выполняет подобные прыжки с трамплина, ездит на одном колесе, но улыбка у него при этом такая же застенчивая как и до того, как он научился выполнять эти трюки. "Научиться можно всему, главное, чтобы это действительно увлекало", - уверяет он. И хоть все тренировки проходят бесплатно, чтобы заправить бензином свой мотоцикл, ему приходится таксовать.
"Продолжая тему финансирования, вернее, тему проблемы финансирования, стоит сказать, что мы неоднократно обращались к разным спонсорам, государственным представителям, но везде получали отказ. В банках нам говорят: "Ваша работа - экстрим, вы постоянно рискуете. С банком же всегда ассоциируется стабильность, гарант. Потому мы несовместимы".
Федерация спорта не признает нас видом спорта. Государство отвечает отказом в силу того, что мы - негосударственная организация".
Пока ассоциация весь свой инвентарь держит в боксах нового авторынка "Барыс". Но как только найдутся клиенты на эти помещения, придется им, как грустно шутит президент ассоциации, поставить где-нибудь палатку и собственноручно охранять свою технику, трамплины. Сейчас они платят только за истраченную электроэнергию.
При ассоциации в 2005 году была создана школа трюкового мастерства, которая уже упоминалась. Несмотря на заверения многих СМИ, летать здесь не учат. В перечень ее "предметов" входят скоростное и экстремальное вождение, горение, падения. И если последним трюкам будут, скорее всего, обучаться "фанаты риска", то обучиться скоростному вождению будет интересно практически каждому, кто проводит большую часть времени за рулем. Так, к примеру, поступили инспекторы ГАИ, которые периодически сдают зачеты каскадерам по преодолению барьеров и скоростному вождению. Как нам сообщила Диляна Касымова, этот курс длится 10 занятий и стоит 500 долларов США.
Полноценные же тренировки с горением каскадеров, столкновениями автомобилей с мотоциклами обходятся очень дорого. И чтобы отрепетировать такие трюки, нужно разбить 2-3 автомобиля.
Так, обыкновенная тренировка вождения автомобиля на двух колесах обходится от 50 долларов (учитывается износ шин, бензин). В случае непредвидимых поломок, сумма может значительно увеличиться. Как произошло на этот раз, когда Диляна пробовала себя в вождении авто на двух колесах. Отлетело страховочное колесо, которое используется для страховки на тренировках. Как оценили каскадеры, заодно исполняющие роль механиков, на реабилитацию авто потребуется около двух дней и 300 долларов.
- На днях должны поступить деньги за участие в одном ролике, их и пустим на ремонт, - сообщил А.Терехов.
- Ребята, я вам с зарплаты все отдам, честно, - смущенно улыбнулась Диляна, потирая ушибленную руку.
Через две недели в столице России пройдет фестиваль "Прометей", где наши каскадеры не намерены ухудшать свои предыдущие достижения - 2 и 3 места в общекомандном зачете, и первые места в индивидуальном. Но вопрос финансирования все еще висит в воздухе. Одна казахстанская компания уже согласилась выделить деньги на билеты, но относительно жилья и питания еще никто ничего не знает.
"Будем ночевать под мостом, благо, конец весны - не замерзнем, - оптимистично настроен коллектив экстремалов, который совсем скоро будет в очередной раз гордо представлять родную страну на мировом уровне, - в крайнем случае, обратимся к российским друзьям-каскадерам".
А вы, дорогие читатели, если все же решитесь испытать себя и свои нервы на прочность, или поддержать материально, обращайтесь по адресу:

Алматы, ул. Розыбакиева, 105б, 3-й этаж, офис 34. Телефон/факс: 246-25-91.

E-mail: stuntman_as@mail.ru. Ассоциация каскадеров Казахстана.

Фото автора