Позавчерашним вечером трагичная и ужасающая новость из Алматы потрясла жителей всей страны. При исполнении постановления суда о принудительном выселении из дома в микрорайоне "Акбулак" погибли пять человек. Жертвами стали судебный исполнитель, двое полицейских, находившиеся при исполнении, и новый владелец дома и его друг.
20 сентября около 17.20 они приехали освобождать жилище, которое было продано судисполнителем за долги перед банком, но находившийся там мужчина 1967 года рождения, узнав о цели визита, бросился в дом и открыл по людям огонь из охотничьего карабина: все пятеро человек погибли.
В итоге стрелок был обезврежен и задержан без применения оружия. В настоящий момент возбуждено два уголовных дела. Ведется следствие.
Чрезвычайное происшествие вызвало широчайший резонанс, который, на наш взгляд, обнажил очень серьезные проблемы, умалчивать о которых нельзя. Посудите сами, одна часть общества чуть ли не встала на защиту стрелявшего, обвинив в случившемся судебную систему и банковскую политику, которые «довели человека до такого». Другие твердо убеждены, что списывать вину на сложившиеся обстоятельства никоим образом нельзя, ибо в результате действий стрелка погибли пятеро невиновных людей.
Известный отечественный адвокат Жангельды Сулейманов указал на допущенные нарушения при выселении стрелка в Алматы.
- Согласно п. 1 ст. 106 Закона об исполнительном производстве, выселение осуществляется принудительно в присутствии понятых, сотрудников органов внутренних дел. Никаких других лиц не может быть при выселении, что логично. Тогда каким образом в дом вошли новый хозяин и его друг? Оба убиты. Если бы ЧСИ и полицейские соблюдали закон, то две жизни были бы сохранены. А может, вообще бы не было трагедии. Может, новый хозяин и его друг спровоцировали преступление? - вопрошает Жангельды Сулейманов.
Второе, на что обратил внимание Сулейманов: согласно методическим рекомендациям по исполнению исполнительных документов о выселении, перед осуществлением выселения судебному исполнителю следует составить план действий, а также разрешить ряд важных и относящихся к этой процедуре вопросов.
Это подразумевает определение состава участников исполнительных действий. О предстоящем выселении, помимо взыскателя, рекомендуется также заранее известить органы по чрезвычайным ситуациям, национальной безопасности, прокуратуры, станцию скорой медицинской помощи, КСК . Кроме этого, к примеру, если должник является инвалидом, то в таком случае следует известить органы социальной защиты населения.
Кроме того, отмечает юрист, при составлении плана судебному исполнителю необходимо учитывать характеристику личности должника, его социальный статус, состояние здоровья и другие обстоятельства, способные повлиять на обстановку при осуществлении принудительного выселения.
- У меня есть сомнения в том, что был какой-то план и что ЧСИ извещал органы по чрезвычайным ситуациям, национальной безопасности, прокуратуру, станцию скорой медицинской помощи, КСК. Также если бы ЧСИ и полицейские изучили личность должника, то поняли бы, что у него есть зарегистрированное оружие. И тогда были бы готовы к тому, что должник может применить оружие, и вели бы себя более осторожно, - подчеркивает эксперт.
Помимо этого, согласно приведенным выше методическим рекомендациям, процедура принудительного выселения должна сопровождаться непрерывной видеофиксацией всего процесса начиная с прибытия на место совершения исполнительных действий. До начала совершения исполнительных действий рекомендуется на видеокамеру вкратце изложить (прокомментировать) цель выезда и планируемые исполнительные действия.
- Если бы велась съемка, то она помогла бы многое понять, как и почему все это произошло. Если была, конечно. Но это лишь мое мнение, основанное на законе и опыте. Скорее всего, непрофессионализм ЧСИ и полицейских, нарушение ЧСИ закона явилось одной из причин трагедии. Но мы, скорее всего, не узнаем всей правды, - резюмировал Сулейманов.
Также наш корреспондент связался с сотрудником правоохранительных органов Талгатом Азымбаем из Алматы (имя и фамилия собеседника изменены по его же просьбе. - Прим. ред.), который дал свою оценку происшедшей трагедии и высказался на тему общественной безопасности.
- Происшедшее в Алматы, а именно: смерть пятерых людей, среди которых были те, кто вообще не имел никакого отношения к этому конфликту, – это, безусловно, большая трагедия, - отметил мужчина в начале. - Хочется выразить соболезнования погибшим...
Мне сложно давать какую-либо оценку сложившейся ситуации, не зная всей сути дела, но я попытаюсь высказаться, отталкиваясь от того, что известно из СМИ и соцсетей.
Во-первых, меня настораживают отдельные позиции некоторых людей, которые берутся оправдывать преступника. Да, история с имуществом длилась годами, и в этом деле, возможно, множество подводных камней. Разговоры о проблеме судебной системе и том, что человека могли довести до стрессового состояния, вполне имеют место быть, но оправдывать этим убийство невиновных людей – на мой взгляд, очень пугающе, неправильно.
Второе. Не могу утверждать наверняка, но для того, чтобы застрелить на месте пятерых человек, нужны определенные навыки, которыми, судя по всему, задержанный мужчина обладал. Вы только вдумайтесь: двое участковых, судебный исполнитель, новый хозяин дома и его друг – все они скончались на месте. Это, наверное, говорит об определенной специфической сноровке, которая имелась у стрелка. И ведь это не какой-нибудь боевик с домашним арсеналом и взрывным устройством убил пятерых человек, а простой и причем не совсем молодой мужчина с охотничьим ружьем. От этого становится действительно очень страшно.
В-третьих, из вышесказанного вытекает следующий момент: данные сотрудники, на мой взгляд, однозначно не были никак подготовлены. Но хочется также отметить и тот факт, что у населения сложился некий стереотип о том, что если человек служит в правоохранительных органах, то он должен быть готов к ситуациям подобного рода. Да, сотрудники проходят боевую подготовку, умеют стрелять и пользоваться табельным оружием, но будем смотреть правде в лицо: часть сотрудников – это офисные работники, работающие с населением, которые, хоть и умеют пользоваться табельным оружием, никогда не участвовали в боевых операциях. Возможно, эта трагедия послужит уроком для правоохранительных органов и в последующем данные дела будут рассматриваться с учетом всех возможных факторов.
Возможно, действия сотрудников были не совсем корректны, что повлекло агрессию со стороны стрелявшего. Более того, не исключаю, что сотрудники были явно не осведомлены о наличии оружия у мужчины и тем более не были готовы к его намерению открыть огонь. К такому в принципе нельзя быть готовым.
Если рассматривать вопрос более глобально, то государство само создает ситуации и инциденты подобного рода. Далеко ходить не надо, взять ту же коррупцию, которая влезла уже во все сферы жизни, кризис на фоне коронавирусной инфекции и многие другие факторы. Я, как сотрудник, могу честно признать, что в нашей системе не все так гладко, как хотелось бы... Взять те же взрывы в Арыси и в Таразе... Я, конечно, не эксперт в подобного рода делах, но случившееся говорит о безнадежности, тревоге и некоем сокрытии информации от общества. В конце хотелось бы сказать, что в нынешнее время вопрос безопасности, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если хотите, то о национальной безопасности после таких вот страшных трагедий не может быть и речи. К сожалению, государство показало, что не может контролировать все сферы жизнедеятельности общества, тем более когда вопрос касается отдельных граждан, как в случае стрельбы в "Акбулаке" или в жилом комплексе в центре Алматы, - резюмировал наш собеседник.