Stop. Опасно для жизни

Судьбу проекта решили чиновники. Мнение простых граждан при этом, как обычно, не учитывалось.
Начиная с 1954 года ртуть использовалась в качестве катализатора в технологическом процессе по производству ацетальдегида в цехе Д-19 на предприятии АО "Карбид". Производство было закрыто спустя 43 года в 1997 году.
Именно тогда возникла проблема с демеркуризацией помещения цеха Д-19, очистки русла Нуры и близлежащей территории завода от ртутьсодержащих отходов.
Пары этого металла плохо рассеиваются, зато хорошо переносятся воздушными потоками на большие расстояния. Что касается Нуры, то помимо того, что ртуть продолжает отравлять ее воду, она скапливается в рыбе, которую потом едят люди (без малого полтора миллиона жителей сельских районов) и животные.
Самое страшное, что отравленная Нура является одной из восьми главных водных артерий в Казахстане: ее длина составляет 500 км. В Карагандинской области на ней расположены 24 водохранилища, в том числе и Самаркандское в Темиртау.
Экологи дали заключение о том, что обезвредить ртуть, находящуюся на территории завода и в русле реки, на месте невозможно. Безопаснее будет ее выкопать, собрать и вывезти. А без срочных мер экологическое ЧП неизбежно.
Проект "Очистка реки Нура" был включен в план социально-экономического развития Казахстана на 2003-2005 годы.
Исполнителем правительственного поручения стал Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК. В декабре 2003 года в Вашингтоне было подписано соглашение о займе на реализацию этого проекта между РК и Всемирным банком Реконструкции и Развития.
По проекту, разработанному специалистами датской компании COWI совместно с Комитетом по водным ресурсам, собранные ртутные отходы, в том числе и из русла Нуры, очистку которой будет делать австрийская компания "Posh&Partners", предполагается захоронить на полигоне в нескольких километрах от Темиртау, на территории площадью 150 гектаров в урочище Апан. Финансирует экологический проект, как уже говорилось выше, Всемирный банк Реконструкции и Развития, который выдаст 31 млн. долларов в виде льготного кредита.
С точки зрения проектировщиков полигона Апан - специалистов датской компании COWI и представителей Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК, соседство полигона с городом не скажется на состоянии здоровья жителей Темиртау. Более того, даст городу чуть ли не преимущества!
- Место для могильника искали 8 месяцев, - говорит заместитель начальника областного управления охраны окружающей среды Ануар Сарин. - Урочище Апан идеально подходит для хранения зараженной ртутью земли. Там глина особенная - неоновая. Она обладает способностью не пропускать ртуть. Больше такого места поблизости не нашли.
Кроме этого, разработчики проекта, казахстанские специалисты-экологи, убеждают горожан, что полигон будет создан в соответствии со всеми нормами безопасности и на последнем этапе будет выглядеть как естественный ландшафт. Сама очистка будет совершаться в строгом соответствии техническим требованиям.
А вывоз грунта в безлюдные степи за сотни километров от места выемки значительно увеличит стоимость и без того недешевого проекта. К тому же хоронить отходы нужно поблизости от очищаемой территории, для того чтобы исключить рассыпание ртутьсодержащих материалов из-за дальней транспортировки.
Так же, по словам специалистов, на вывоз на дальнее расстояние 5 млн. кубов зараженного грунта понадобится ежедневная работа 250 машин в течении двух (!) лет.
Участок в урочище Апан для захоронения ртути был предварительно одобрен комиссией, созданной распоряжением акима Карагандинской области с привлечением необходимых специалистов. Постановлением акимата Комитету по водным ресурсам было разрешено проведение инженерно-геологических и проектно-изыскательских работ на этой территории.
Однако реализации проекта помешала общественность. Эта новость всколыхнула темиртаусцев: люди не поверили, что проектируемый полигон не станет новой бедой для населения и окружающей среды. Депутаты местного и областного маслихатов написали письма-протесты в областной акимат и Мажилис Парламента.
На двух публичных слушаниях, прошедших зимой прошлого и весной этого года чиновники общего языка с народом таки и не нашли. Кроме того, против строительства ртутного могильника вблизи заводского золоотвала выступили и представители АО "Миттал Стил Темиртау". Всех беспокоило опасное соседство: перспектива проживать поблизости со складом химических отходов, рассчитанных на 5 млн. кубометров ртутных загрязнений, не вдохновляла.
Один из противников проекта, химик по образованию, во время майских публичных слушаний заявил, что могильник через сто-двести лет превратится в опаснейшее ртутное месторождение - плохой подарок будущим поколениям. Другие высказывали мнение, что для захоронения ядовитого вещества можно было найти другое место, а не живой пригодный участок, на котором находится родник. Из него, кстати, берут воду многие горожане. Зачем хоронить яд в чистой земле, когда есть пустыни на юге страны возле Балхаша или, к примеру, семипалатинский полигон.
- Данный вопрос изучался не один год с участием наших и зарубежных ученых и инженеров, - говорит консультант-координатор проекта Роза Айдарханова. - Были проведены масштабные изыскания. Всемирный банк выбрал опытного иностранного проектировщика, который давно занимается подобными проектами. Прорабатывались различные варианты территориального размещения полигона с точки зрения гарантии безопасности. Было восемь вариантов. Итоговый вывод - урочище Апан подходит для захоронения ртутных отходов. Сейчас делается проект, каждый этап работы проходит множество экспертиз.
Тем не менее вследствие противоборства реализация проекта, на разработку которого ушло более трех лет и много средств, едва не потерпела фиаско. Местонахождение полигона много раз обсуждалось как на публичных слушаниях, так и в инстанциях всевозможных уровней. Противостояние длилось больше года.
- В декабре 2004 года мы познакомились с проектировщиками, нам предложили стать информационным центром по этому проекту, - говорит руководитель общественного объединения "Отражение" Елена Варганова. - Мы постарались проинформировать все население. Окончательный проект еще не готов, но кое-что известно. Ртуть планируют смешивать с бетоном, содержащим серу - при этом взаимодействии металл лишается летучей способности. Потом эта смесь будет помещена в полиэтиленовые бочки с гарантией прочности сто лет. Кстати, помещать влажный грунт из реки в могильник нельзя, а как его намерены сушить - неизвестно. Много других неясностей, это и беспокоит общественность. Хорошо сказал на слушаниях депутат: "Ни один человек, который будет жить через сто лет, не скажет за это спасибо".
И все-таки после долговременного спора, иностранным специалистам удалось найти сторонников того, что сопка Акпан для постройки полигона - самый лучший и безопасный для здоровья городских жителей вариант.
Кстати туда планируется вывезти и захоронить около 2 млн. кубометров грунта из поймы Нуры. Акпан, по заключению специалистов COWI, отвечает всем международным требованиям для сооружения подобного рода объектов, а позитивные итоги бессчетных изысканий в очередной раз засвидетельствовали повторно проведенные анализы.
Сломить сопротивление противников строительства могильника удалось на последних общественных слушаниях, прошедших 23 августа в городском акимате Темиртау, куда приезжали чиновники из Комитета по водным ресурсам.
Даже непримиримые специалисты АО "Миттал Стил Темиртау" дали добро на реализацию проекта: если все меры безопасности экспертами компании COWI соблюдены, то возражений нет.
А вот простых граждан, в отличие от майских слушаний, к микрофону уже никто не пустил. От имени народа дали выступить лишь депутатам городского и областного маслихатов. Да и то с некоей "поправкой на ветер": кто "за" - у того не было временного регламента. Тут наблюдалась интересная картина: так депутат Мажилиса Парламента Владимир Нехорошев выступал в пользу проекта более 5 минут, тогда как противнику строительства полигона, депутату городского маслихата Фариду Валееву, сказавшему с трибуны о создании опасной экологической ситуации вблизи Темиртау, то и дело напоминали о том, что минута, данная на выступление, истекла. Подобные замечания были и во время выступления еще одного противника строительства - депутата областного маслихата Аскара Сарсекенова.
Простые же граждане задавали свои вопросы и высказывали возражения письменно. Хоть что-то смог сказать с места лишь Валерий Кравцов, который еще на первых слушаниях грозился устраивать акции протеста на строительной площадке полигона Апан. Но и его быстро "осадили", предложив технически или научно обосновать свой протест против расположения полигона.
Несмотря на, казалось бы, веские аргументы защитников проекта, оппоненты остались при своем мнении.
Они конечно согласны с тем, что территорию АО " Карбид" и русло Нуры очищать от ртутьсодержащих отходов надо, однако создавать так близко от города полигон для захоронения химических отходов, по их мнению, недопустимо.
Республиканская программа, на которую выделено 40 млн. долларов - это еще цветочки (недешевые, причем!) по сравнению с теми средствами, которые будут израсходованы в случае экологической катастрофы, полагают они.
Тем не менее, к строительству полигона предполагается приступить летом 2006 года.