Столичные миллионы: как туристы будут штурмовать "Байтерек"

Планов громадье

Коучи и психотерапевты уверяют, что для того, чтобы мечта исполнилась, ее надо сделать целью – задачей с конкретным сроком исполнения. Судя по всему, аким Астаны Асет ИСЕКЕШЕВ хорошо знает об этом приеме. В рамках заседания правительства он еще раз, теперь уже официально, заявил о том, что планирует сделать Астану к 2020 году центром притяжения туристов.

– Мы планируем достичь показателя в два миллиона качественных туристов, из которых 1 миллион – иностранных, – заявил он.

По словам столичного градоначальника, в соавторстве с иностранными экспертами разработана “Дорожная карта” развития туристической отрасли в Астане, а прошедшая летом выставка ЭКСПО-2017 позволила, во-первых, повысить узнаваемость столицы Казахстана в глазах туристов, во-вторых, проверить инфраструктуру города на прочность.

– В рамках выставки было проведено более 300 мероприятий, спортивных, культурных и экономических. На сегодня туристическая инфраструктура в городе хорошая – это 201 отель на 15 тысяч мест и более 1 100 кафе, ресторанов и других объектов индустрии гостеприимства, – сообщил Асет Исекешев. Асету Исекешеву не хватает денег?

По данным министра культуры и спорта РК Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ, рост количества гостиниц и точек общепита в первом полугодии этого года зафиксирован по всему Казахстану – страна основательно подготовилась к ЭКСПО. Но Астана, конечно, вне конкуренции:

– Столица вошла в тройку лидеров по росту числа гостиниц, отелей, прочих мест размещения. Плюс 28,2 процента за год. Наибольший объем вложений в сфере услуг гостеприимства и общественного питания обес­печил сам бизнес данной отрасли. Это 70,7 процента всех инвестиций, более 34 миллиардов тенге. Еще 19 процентов пришлось на банковские кредиты – более 9 миллиардов тенге, – привел цифры министр.

При этом по итогам первого полугодия валовая добавленная стоимость сферы гостеприимства составила 191,6 миллиарда тенге, а это на 8,5 процента больше, чем за аналогичный период прошедшего года.

Чтобы сохранить положительную динамику отрасли, в общем-то, и был придуман план туристификации Астаны. Предполагается, что здесь будет развиваться событийный деловой, рекреационный городской и медицинский туризм.

– Совместно с министерством культуры и спорта РК мы определяем для проведения перечень из не менее 40 мероприятий международного характера – культурных, спортивных, а также с другими министерствами и ведомствами международных форумов и конференций. Основной приоритет – это мероприятия, где присутствуют иностранные туристы и из наших регионов, – рассказал о том, на что будут завлекать туристов в ближайшие годы Асет Исекешев.

Чтобы повысить привлекательность города, будут построены музей космоса, ботанический сад и крытые оранжереи, аквапарки, центры семейного отдыха и прочие рекреации.

Сколько на это потребуется денег, аким столицы не уточнил.

Зато Арыстанбек Мухамедиулы рассказал о том, что параллельно Астане будет развиваться Щучинско-Боровская курортная зона.

– Разработан план развития из 4 разделов и 33 мероприятий. 17 мероприятий будет направлено на решение инфраструктурных и экологических проблем, 5 – на развитие транспортно-логистической инфраструктуры, 6 охватят меры по обеспечению безопасности, еще 5 мероприятий направлены на развитие туристского потенциала, – сообщил Арыстанбек Мухамедиулы.

По его словам, в течение трех лет на Щучинск и Бурабай планируется потратить 61,3 миллиарда тенге.

Правительство, кстати, планам поверило и утвердило обе программы.

Железные человек, юбилей и прочие веселья

Стоит отметить, что в наступающем году в Астане уже запланировано как минимум два крупных мероприятия. Это в первую очередь м ировой супертриатлон “Iron man 70.3 Astana”. Ожидается, что в город приедут более 1 000 спортсменов, а также их родственники, фанаты и просто любители спорта.

Часть туристов, несомненно, привлечет празднование 20-летия столицы.

О других мероприятиях пока неизвестно. Равно как не вполне понятно, когда город начнет активно привлекать туристов. Пока же в Астане традиционная зимняя спячка: мировые и российские звезды, на концерты которых приезжали со всего Казахстана, а то и соседних стран, особо Астану не жалуют. Несмотря на наличие огромных и современных концертных площадок, гастроли многих проходят все больше в южной столице. Но, как уверяет Асет Исекешев, это временно. Что надо сделать, чтобы Астана избежала судьбы сотен мегаполисов, в которых население задыхается от выхлопных газов и тонет в мусоре?

– Мы работаем над коммерциализацией культурно-спортивных объектов для повышения эффективности управления, созданием необходимой технической и организационной инфраструктуры проведения мероприятий мирового уровня. Это такие объекты, как “Барыс Арена”, спорткомплексы “Казахстан” и “Алау”, Дворец мира и согласия и другие.

Всего же, по данным акимата, в прошлом году в Астану приехали 830 тысяч туристов, 270 тысяч из которых – иностранные.

Итоговых данных по году нынешнему пока нет, но пресс-служба международного аэропорта “Нурсултан Назарбаев” в конце сентября сообщала, что на выставку ЭКСПО прибыло через воздушную гавань около 1,5 миллиона гостей из-за рубежа. В докладе комиссара ЭКСПО-2017 Рапиля ЖОШЫБАЕВА в Париже по итогам выставки было сказано, что из почти 4 миллионов ее посетителей 15 процентов были иностранцами, то есть около 600 тысяч. Через два месяца статистика выдаст более корректные цифры.

Почему бы и нет?

Но эксперты отрасли уверены, что в принципе привлечь в Астану два миллиона туристов через два года вполне возможно.

– Интерес к Казахстану в целом и к Астане в частности очень большой. Спрашивают многие. На сегодняшний день идет серьезная работа по взаимному обмену туристами с Китаем, а эта страна сама по себе может предоставить 2 миллиона гостей, – говорит экс-зампред НПП “Атамекен” Гульнар КУРБАНБАЕВА.

Она предполагает, что для реализации туристского потенциала города надо, во-первых, идти по удачно выбранному этим летом пути этники: этногородки, развалы ремесленников – все это пользуется спросом. А во-вторых, развивать природные рекреации вокруг Астаны. И речь не только о Боровом, можно поискать и другие интересные направления.

Но все это необходимо делать параллельно с работой по продвижению города. А с этим могут возникнуть проблемы:

– На мой взгляд, информационной поддержки в период ЭКСПО было недостаточно. Речь не только о рекламе в смысле имиджевых видеороликов на зарубежных каналах, речь о том, что у города должны быть постоянно работающий, информативный и понятный сайт с поддержкой основных языков потенциальных гостей, четко выстроенная система размещения, оповещения и информирования в местах скопления – вокзалы, аэропорты, – говорит она. Здания стали улыбаться и злиться

Но в целом отношение к планам столичной администрации, как отметила Гульнар Курбанбаева, у туроператоров позитивное. Все надеются, что ошибки прошлого учтены, а положительный опыт накоплен. Так что, возможно, и впрямь по Астане через два года будут туда-сюда гулять интуристы.

АСТАНА