Столичные энтузиасты возрождают автомобили Великой Отечественной войны и целины

Не груда старого железа, а создания с душой – так Ерлан БАРЕНОВ и его команда говорят о машинах, которым они дарят вторую жизнь: находят на свалках, выкупают из пунктов приема металлолома, меняют кузова, двигатели – и выпускают на большую дорогу.

Души в железном обрамлении

Благодаря стараниям бизнесмена и его мастеров из предприятия “Автодело” посетители недавней выставки “Fading TSE: Ретроспектива столицы” смогли увидеть машины, на которых восстанавливали послевоенный Союз, поднимали сельское хозяйство и промышленность, перевозили грузы и товары, осваивали целину: ГАЗ-93, ГАЗ-63, автолавка ГАЗ-51, ЗИЛ-164 с 1955 по 1964 год выпуска.

Ретромашинами Ерлан Баренов занимается с 2008 года.

– Все началось с того, что решил восстановить автомобиль отца – ГАЗ-51, на котором он трудился в родном совхозе "Воздвиженский" в Акмолинской области. Папа был механиком, когда людей не хватало – и комбайнером, и водителем. И мы с малолетства приобщались к технике. Когда в старые машины садитесь, в них обязательно бензином, маслом пахнет, и запах этот возвращает в детство. Эта ностальгия и привела меня к реставраторству, – делится с нами собеседник.

Хобби руководителя автопредприятия поддержала команда, золотыми руками которой и воскрешаются души в железном обрамлении. Вопреки законам физики и времени понятие усталости металла благодаря специалистам словно нивелируется. И, словно только вышедшие с конвейера, чудеса советского автопрома колесят по современным казахстанским дорогам.

– Мы – технари, но при этом верим, что любое транспортное средство, хотя и является сочетанием металла, двигателя, коробки и ходовой части, имеет душу. С виду старенькая, страшненькая, ржавая, а вы отогрейте ее, приласкайте, снимите налет времени – и душа ее оживет!

Подозреваю, что восстановленные машины и не мечтали о том, что у них будет такая хорошая вторая жизнь.

На них ведь работали, последнее выжимали, если ломались, чинили – и снова в строй, а как отслужили свое – на свалку истории отправили или в пункт металлолома, или по дешевке распродали, – рассказывает Ерлан. – Однажды нашли ГАЗ-93 – самосвал, выпущенный еще на Горьковском автомобильном заводе в 50-е годы. Потом и хозяев нашли, точнее – супругу и детей, оказалось, что это машина их отца. Ее продали, дети думали: на металлолом ушла, а она в наши руки попала! Мы самосвал восстановили, и когда семья увидела, обрадовалась – это же, как говорят казахи, әкесінің көзі (глаза отца).

Самая главная сложность в восстановлении машин – нехватка запчастей, продолжает наш собеседник:

– Ищем нужные детали через Сеть, находим в России, еще есть рынки большие в Бишкеке, Ташкенте, там вплоть до ключей зажигания на наши раритеты можно отыскать. Но мы больше у себя в Казахстане поисками занимаемся, по аулам тем же. Второй источник – пункты приема металлолома. Если не находим запчасть, заново своими руками изготавливаем. На одну машину по полгода-году уходит.


ГАЗ-51, 1955 года выпуска (завод имени Молотова)

Ерлан показывает на полки кабинета, заставленные важнейшими “органами” машин:

– Прикоснитесь к истории, вот ключ бортовой от ГАЗ-51, сколько рук его держали! Вот запчасти с Горьковского автозавода, а вот – с завода Лихачёва. Это датчик топлива: сколько бензина показывает, какая зарядка у аккумулятора, температура воды, давление масла, а это датчик пробега. Здесь, правда, наши ребята подмотали данные. А вот тут я сказал цифры не трогать.

От Берлина до совхоза

За эти годы Баренов и компания восстановили 12 ретромашин. И только две продали. Остальные регулярно используются во время празднования эпохальных событий: Победы в Великой Отечественной войне, юбилеев Целины. В прошлом году в честь 65-летия освоения Целины в селе Новомарковка Ерейментауского района организовали автомобильное шествие.

Особая гордость реставраторов – полуторка 1942 года, доехавшая до Берлина, – ГАЗ-АА. У этой машины, как и у её “сестер”, удивительная история жизни: доехав до столицы Германии, она вернулась в родной совхоз им. Кирова в пригороде Целинограда (ныне Коктал-1).


Знаменитая полуторка ГАЗ-АА

– Героиню войны подарили водителю, когда он на пенсию выходил. Хозяин машины умер, внуки сообщили, что я могу забрать ее. На нее и документы сохранились, а для нас это крайне важно: когда покупаем автомобиль, у него должны быть техпаспорт и госномер. Иначе это просто груда железа: как музейный экспонат, машина не сможет передвигаться, ее надо на что-то гру-зить, – отмечает Ерлан.

Сейчас участница военных событий находится на стадии восстановления в специальном цеху на второй базе автопредприятия. Многих запчастей на полуторку нет, ближайшие города, где можно их купить, – российские Челябинск, Курган, еще Санкт-Петербург и Москва. В Волгограде тоже нашли, оттуда и везут нашим реставраторам.

“Ламборджини” в компании с ГАЗом

Увидеть вернувшиеся из небытия машины Баренова можно и в фильмах.

– Когда режиссерам техники не хватает, декораций, к нам обращаются, ведь большинство старых машин давно ушли по частям. Нашу историю сдают на металлолом, а это неправильно – мы должны сохранить память предков! Ведь еще лет десять, и этого ничего не будет! – говорит Ерлан.

В прошлом году ретрокрасавицы встречали на казахской земле участников международного ретроралли Пекин – Париж.

– За 36 дней гонщики должны были преодолеть 15 тысяч километров, посетив 12 стран. В ралли участвуют только ретроавтомобили – до 1976 года выпуска: “Форд”, “Ламборджини”, “Студебеккер” и другие стоимостью до миллиона долларов. И нам выпала такая честь встречать 120 экипажей пробега. С транспарантами “Welcome to Kazakhstan!” мы ожидали гостей за 250 километров от столицы. А потом подарили чапан самой красивой участнице ралли – итальянке, – рассказывает Ерлан.

Устроители ралли Пекин – Париж были приятно удивлены радушием и гостеприимством казахстанцев.

А еще отреставрированные машины можно увидеть на мероприятиях частного плана. В свободное от всей этой “деятельности” время раритеты находятся в прямой доступности для всех желающих на территории автопредприятия.


ЗИЛ-158, 1963 года выпуска. Автобус на 45 пассажиров

– Приезжают на выходные дедушки-бабушки с внуками, если кто хочет прокатиться – даем водителя, потом наверх в столовую приглашаем, чая отведать. И расходятся потом люди с теплыми чувствами ностальгии по советскому времени – надежному, доброму. С экскурсиями к нам приезжают и ученики школ, студенты колледжей, техникумов, – говорит Ерлан Баренов.

Но есть и такие мероприятия, в которых подопечные нашего собеседника не будут участвовать ни при каких условиях.

– Был такой случай: открыли в столице большую мойку, американские шампуни захотели рекламировать на наших ретрогрузовиках. Мои ребята съездили на разведку и говорят: ағай, будем уезжать – там молодые девочки в шортах, полуголые, намазались этим шампунем, взгромоздились на машины и моют сверху. Разумеется, мы не стали участвовать в такой пошлой рекламе. Менеджер той компании прибежал, в два раза увеличил стоимость аренды наших машин, мол, фактурные они, только дайте их нам.

“Ты понимаешь, что ты говоришь? Я должен всю историю нашу, всю добрую память о наших дедах и отцах взять и втоптать в твой американский шампунь с голыми задницами?!” – выругался я. И снова отказал, – вспоминает Ерлан.

А еще один эпизод связан с Баян Максаткызы (Есентаевой). В очередной раз звезда захотела отличиться от коллег по цеху и появиться на красной дорожке на грузовике. И появилась: в то время как селебрити выходили из лимузинов, Есентаева в вечернем туалете выплыла из ретроГАЗончика.

Режем, вытачиваем, обшиваем

Основному составу команды Баренова за 50, поэтому мастера знают об устройстве старых машин всё до малейших деталей. Как, например, слесарь-моторист Ербол БАРЕНОВ, вместе с другими работниками ваяющий сейчас новый облик для УралЗИС-355М.

– Это бортовой автомобиль с прицепом, 1964 года выпуска. Загляните под кузов – видите, всё в оригинале: дата выхода ЗАХАРА с конвейера Уральского завода, номер двигателя 349133 и кузова, грузоподъемность – 3,5 тысячи килограммов. Раму мы восстановили, а табличку оставили в исходном виде. Кузов собрали из деревянных изделий, в основании, конечно, железо, – рассказывает Ербол. – Заржавевшие машины мы до болтика разбираем, полностью очищаем от налета, двигатели негодные перебираем, дефектуем, те запчасти, которые подлежат эксплуатации, оставляем, а недостающие ищем. С каждым годом всё меньше запчастей, с двигателями – так же, ведь этим машинам больше 60–70 лет. Но пытаемся. Недавно, например, нам обшивку кузова с Кавказа привезли.

Ербол Баренов говорит, что самым главным диагностом “пациентов” в команде является Станислав ВИНЯРЧУК:

– Иваныч работает у нас техником-механиком, главный консультант, до болтов всё знает – какие куда ставить. По кузовщине много нюансов бывает, кабины ведь ржавые, так наша ходячая энциклопедия Иваныч, как волшебник, воскрешает машины. Деревянные изделия собственноручно изготавливает столяр-плотник Марат МИНИБАЕВ, причем крепления использует оригинальные. Маке говорит: “Я не пропускаю ни один военный или советский фильм! Смотрю на конструкции и формы грузовиков старшего поколения”. Его помощники – столяры Сапар АМАНЖОЛОВ и Серик НУРМАГАМБЕТОВПочему древний ГАЗ-69 легко проходит полицейский техосмотр

Продолжает рассказ коллеги сварщик-реставратор Владимир САВЧЕНКО:

– Прицепы восстанавливаем, кабину. Если не находим нужных деталей, взамен сгнивших оригиналов вырезаем детали сами – по чертежам, найденным в старых книгах, Интернете. Стараешься, чтобы копия была, как оригинал. То, что невозможно купить, делаем своими руками, вырезаем по дереву, гнем, греем вручную.

У меня любимая модель была, первая, которую я вместе с ребятами отреставрировал, – УралЗИС-355М, бортовой цвет был хаки. В то время кузовщики высокого уровня были, красиво сделали. Потом ее купили для одного акима.

Шоссе – не космос

Украшение ретромашин эмблемами, значками, логотипами – дело рук дизайнера-оформителя Мурата КОНАРБАЕВА. Именно он воссоздает на покрытых налетом времени дверях и кабинах машин символику предприятий 50-х годов прошлого века, на которых “служил” транспорт.

– Например, забрали из совхоза "Воздвиженский" автомобиль ГАЗ-51 и воссоздали родной логотип. Или с домостроительного комбината г. Целинограда ЗИЛ-164, 1957 года выпуска, с прицепом ИАПЗ-754, или автолавку, принадлежавшую Целинной железной дороге, автобазе ДОР УРС НОД-2, которая находилась в Целинограде по улице Кривогузова, 6. Причем я в точности сохраняю шрифты того времени: где-то – по уцелевшим фотографиям, трафаретам, где-то – сам. В отношении кузовов – та же предварительная работа по эскизам, чертежам, – говорит Мурат. – Надписи на заднем борту были со смыслом: “Не уверен – не обгоняй”, “Тебя ждут дома”, “Устал – отдохни”, “Шоссе – не космос”, “Алкоголь – враг водителя” и другие.

Ну а транспаранты кисти Конарбаева – вообще отдельная песня: расписанные зубным порошком на кумаче буквы идеально сложены во вдохновляющие социалистические лозунги типа “Завтра будет лучше, чем вчера”, “Зерно Целины – родной партии” и другие. Причем мастер создает их без трафаретов!

Вместо послесловия

– В свои 18–20 лет мы мечтали создать бренд – казахстанский автомобиль. А сейчас у молодежи таких светлых мыслей нет: вокруг одни китайские, японские, немецкие машины. Между тем вся советская держава – от Калининграда до Владивостока – после войны поднималась на отечественных грузовиках. И железо насколько было крепкое, прочное, а люди – еще сильнее были. Вот в память о них я и мои ребята и дарим вторую жизнь старым машинам, – сказал в финале нашей беседы коллекционер Ерлан Баренов.

Сейчас своего второго рождения ждут 30 автомобилей.


В цеху