Любой из горожан вам скажет – автобусный парк Астаны в реальном упадке. Общественного транспорта в стремительно растущем городе не хватает, а большинство тех автобусов, которые есть, давно отмотали срок службы. Чаще всего они гораздо старше 14 лет – именно этот возраст назван предельным для общественного транспорта в международном регламенте.
Так, по данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны, в городе продолжают работать 176 автобусов малой вместимости, из них 160 – отъездивших свой положенный срок.
Жители столицы уже устали жаловаться на городские автобусы с их грубым персоналом, излишней тряской, грязными сиденьями и замызганными салонами. Хуже всего, что ждать автобусы зачастую приходится по целому часу, замерзая на остановке.
А ведь цены за проезд в столичном регионе самые высокие по республике – 90 тенге. Иными словами, реальные предпосылки для изменения ситуации уже назрели.
В начале следующего года в первый автопарк прибудут новые автобусы французской компании IVECO BUS, которые работают на дизельном топливе. В зимний период на службу выйдет уже около 20 машин.
Стоит отметить, что данные автобусы особенны тем, что имеют пандус, предназначенный для удобства людей с ограниченными возможностями. Кроме того, подобный транспорт высокого класса обслуживания с точки зрения качества, комфорта и безопасности. В нем предусмотрены системы видеонаблюдения, подсчета пассажиров, Wi-Fi, валидатор вместо кондуктора и система информирования пассажиров.
Однако ценовой вопрос, как минимум, настораживает. По некоторым данным, стоимость одного такого автобуса равна 340 000 долларов США. Плюс к этому надо накинуть двадцать процентов за акциз и 12-процентный НДС. Итого: 456 000 долларов за единицу – понятно, из городского бюджета. В то время как тот же белорусский МАЗ будет стоить дешевле – примерно 140 000 долларов за единицу. Да и к нашему климату он больше приспособлен.
Возникает закономерный вопрос: каким образом акимат намерен отбивать затраты на дорогую покупку французских машин?
– Честно говоря, вообще не представляю, как все это будет работать – Wi-Fi, подсчет пассажиров, – говорит водитель маршрутного автобуса Анарбек САРАНЧИЕВ. – Пока нас вообще никто не информировал, как мы должны будем работать, когда пересядем на эти чудо-автобусы.
Между тем руководство столичного автопарка пока наотрез отказывается от каких-либо комментариев, словно ссылаясь на какую-то коммерческую тайну.
Однако горожане, которых хотят осчастливить чудо-автобусами, заранее переживают – сколько им придется платить за этот комфорт? Они уверены, что проезд на таких автобусах непременно должен подорожать с учетом того, что этими машинами обещают заменить весь автопарк. По информации акимата, к началу лета столичный автопарк пополнит еще около 400 французских автобусов.