Столичное ЖКХ: Переделки или передел?

Недавно в столице появилось четыре управляющие компании, созданные акиматом. Народу объявили: теперь мы, дескать, будем жить по-новому. Как?

На этот вопрос ответил директор главной управляющей компании “Оркен Кала” Кахарман ДЖАЗИН:

– Условно мы каждый район разделили на участки (Сарыаркинский включает 14 участков, Алматинский – 17, Есильский – 8). И в границах этих участков создаются управляющие компании. Это не означает, что теперь государство будет создавать такие компании и загонять всех туда. Нет! Это пилотный проект,  которым мы хотим доказать работоспособность такой системы. Привлечь или не привлечь компанию –  зависит от самих жителей.  Мы им разъясняем, что такое управляющая компания, чем занимается и чем отличается от КСК.

И уж совсем привлекательный финансовый аргумент привел господин директор:      

– Сегодня в КСК, как правило, 70 процентов расходов идет на содержание самого КСК и только 30 процентов – на содержание дома. Если же под управлением компании будет находиться 20–30 домов, то содержание аппарата обойдется для всех жильцов в минимальную сумму (20–30 процентов), все остальные деньги будут уходить на обслуживание. Что же касается частных управляющих компаний (ТОО), то у них другая проблема – они закрыты с точки зрения отчетности, и  жильцы не могут  потребовать от них бухгалтерской отчетности, ведь это частное предприятие.  Поэтому появилась идея создать новый тип управляющих предприятий – некоммерческие, учредителем которых является государство, через акимат, в качестве альтернативы КСК и управляющим компаниям коммерческого характера. Мы являемся подведомственной организацией жилищной инспекции и сейчас создали три управляющие компании – в каждом районе по одной. Их задача – грамотно, эффективно и прозрачно управлять финансовыми потоками, которые поступают  от каждого дома.

Вопросов к этому пилотному проекту, который с редким рвением взялись реализовывать, уже сегодня возникает множество. Во-первых, почему некоммерческие управляющие компании созданы в виде ТОО? Во-вторых, утверждения о том, что они во всем будут зависимы от решения собственников квартир, их общих собраний – большое лукавство.

Собрать собственников – та еще проблема. Тут и инертность самих жильцов сказывается,  да и тот факт, что множество столичных квартир в аренду сдается, а арендаторы  вроде как не уполномочены на собрания ходить, тоже играет роль. Может, потому  порой фальсифицируются протоколы общих собраний, подделываются подписи. И любое решение можно легко протащить.   

Соблазнительный аргумент в виде удешевления содержания жилья, по мнению некоторых экспертов, весьма сомнителен. Как это может произойти, если управляющие компании создаются в виде дополнительной надстройки над более мелкими “управленцами”?

И еще вопрос: почему все они являются отныне подведомственными организациями жилищной инспекции? Той самой, которая по сути своей обязана их контролировать.

Но все эти задумки объясняют благим предлогом: мол, КСК не справляются с управлением домов, очень много жалоб и нареканий на их работу. И это действительно так: вопрос не то чтобы созрел – он перезрел уже давно.

Но значит ли это, что придут новые управленцы – и все будет иначе? Опыт России показал: это совсем не так. Зачем все эти укрупнения и новые надстройки? Может, работу КСК стоит отладить и приблизить собственников к управлению своим имуществом?

Понятно, что  первыми новым идеям воспротивились председатели КСК.  

– Идет захват нашего имущества, – утверждает председатель жилищно-строительного кооператива “Нурсая Южный квартал” Болат АМИРБЕКОВ. – У нас, например, группа лиц взломала двери теплопунктов в домах по улице Достык, 13 и 13/1. Самовольно вошли в помещения, срезали стоящие там замки и установили свои, опечатав двери печатью управляющей компании “Есиль Оркен”, не имеющей к ЖСК “Нурсая Южный квартал” никакого отношения. И таким образом грубо нарушили Закон “О жилищных отношениях”!

По словам председателя, таким образом “захватываются” и другие жилые здания.  

Несведущему человеку понять трудно: ради чего сыр-бор? Но те, кто в теме, сразу поймут: дом в приличном состоянии, одних нежилых помещений здесь 8,5 тысячи квадратных метров. Посчитайте, какую прибыль можно получить, сдавая их в аренду!

По этому же поводу во все инстанции обращаются, причем бесполезно, жильцы “Градокомплекса № 4”, ЖК “Алатау”, “Уют”, “Сыганак-21”, градокомплекса “Сауран-14”, “Сауран-9” и многие другие.

Жилой массив “Лесная поляна” – а это 22 дома – вообще был передан в собственность застройщика. Впрочем, в ответе Агентства по строительству и ЖКХ поясняют: “Жилой массив “Лесная поляна” вместе с прилегающей территорией принадлежит ТОО “Альянсстройинвест”. На каком основании? И та же история – все 22 подвала сдаются застройщиком в аренду или вообще продаются.

В ходе разбирательств выяснилось, что все дома, построенные по госпрограмме, под предлогом организации кондоминиума вообще находятся в ведении управления финансов города Астаны. И нежилые помещения в них после объявления ежегодного тендера также сдаются в аренду. На все вопросы поясняют: так пополняется городской бюджет. А почему за счет тех же налогоплательщиков, реальных и законных собственников?

Аргумент такой: кондоминиум не зарегистрирован, значит, акимат, управление финансов могут запросто всем распоряжаться. Хотя в Законе “О жилищных отношениях в Республике Казахстан” ясно сказано, что общее имущество дома принадлежит собственникам квартир и помещений на праве общедолевой собственности”. И никаких “если” (например, отсутствие кондоминиума) законом не предусмотрено.  

Самое удивительное, что все это творится не в глухой глубинке, а в  столице, при полном попустительстве всех уровней власти. Может, новый аким Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ обратит на это внимание?