Стоит ли государству препятствовать миграции казахстанцев из сел в города

Это следует из отчета Всемирного банка «Инклюзивная работа в Казахстане», представленного на неделе, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Казахстан переживает бурную урбанизацию. Буквально за 13 лет население страны выросло с 16 до 20 млн человек.

При этом доля городского населения выросла с 54% до 61%. Иначе говоря, за это время весь свой прирост село отдало городам, за счет чего они и растут. И в ближайшее время эта тенденция – рост городского населения за счет сельского – будет только нарастать.

На самом деле это нормальный процесс. Точно так же растут города практически во всех странах мира. Потому что в городе легче добиться лучшего комфорта проживания, условия которого: тепло, электроэнергия, мобильная связь и интернет, горячая вода, туалет. Мягко говоря, не во всех селах страны доступны такие условия. Поэтому люди едут в города.

Едут в основном в три крупнейших города: Алматы, Астану и Шымкент. Урбанизация означает концентрацию экономической деятельности. Как следствие, региональное неравенство продолжает расти. Это еще больше ухудшает экономическое положение регионов-доноров, из которых население уезжает.

Что предлагают эксперты Всемирного банка?

Первое. Миграция – процесс объективный. Его нельзя остановить. Поэтому политика внутренней миграции должна быть приведена в соответствие с рыночными силами и способствовать привлечению людей к работе за счет снижения затрат и устранения, насколько это возможно, любых препятствий для миграции людей.

Но программа переселения, действующая в Казахстане, предполагает перемещение рабочих в сельские районы, которые теряют население. Фактически эта программа препятствует более эффективному созданию рабочих мест и не способствует повышению производительности. Региональное развитие должно быть сосредоточено на «обеспечении людей рабочими местами» по принципу «снизу вверх».

Второе. Политика регионального развития, считают эксперты, должна быть сосредоточена на выравнивании условий для отстающих регионов, стремясь – как это и является намерением – сблизить их с точки зрения предоставления услуг. Да, ключевой фактор для мигрантов – наличие работы и высокая заработная плата, но есть масса других факторов, которые могут помешать людям уезжать. Их можно разделить на два: все, что можно назвать «хорошей работой» - качество заработка, безопасность рынка труда и качество рабочей среды, и внешняя среда – досуг, доступность услуг и развлечений, магазинов, транспорт и окружающая среда. И здесь начинается политика.

Кто ответит за провал программы переселения казахстанцев с юга на север

Хорошая работа – это прежде всего технологии . Одно дело копаться с лопатой в навозе, другое – работать на ферме или заводе, чей владелец вложился в новые технологии. А вот с этим у Казахстана большие проблемы. Наши предприятия неохотно внедряют технологии в производство.

«Необходимо предпринять важные усилия по внутреннему кредитованию, чтобы восстановить рост финансирования частных фирм. Кредит и аренда технологий, наряду с другими финансовыми инструментами, будут необходимы для увеличения капитализации», - говорится в документе.

Другой фактор – появление новых компаний и их рост со временем. В странах ОЭСР молодые фирмы обеспечивают примерно 20% занятости, создавая при этом почти половину числа новых рабочих мест. Поэтому надо снижать барьеры в правилах торговли, налогах и обеспечения электроэнергии, чтобы появлялось все больше новых предприятий. В целом регулирование товарного рынка в Казахстане является самым низким, наряду с Коста-Рикой и Турцией, считают во Всемирном банке.

Главное препятствие для роста предприятий на рынке в РК – большое присутствие государства в экономике.

Конкуренция, создаваемая участием государства, может быть одной из причин, почему молодые фирмы редко растут с годами. И это ограничивает их вклад в рост занятости.

В Казахстане не разработана политика регионального развития. Всякая специализация повышает качество продукции и производительность. Например, Акмолинская и Карагандинская области могут продолжать стимулировать промышленное производство, а СКО поддерживать сельское хозяйство. Городу Алматы, считают эксперты, следует воспользоваться преимуществами появляющейся специализации в сфере финансов и профессиональных услуг. Самое главное, чтобы регионы сами могли решать, какие специализации они хотят развивать.

Все реформы в экономике Казахстан должен успеть закончить в 2030 году. К этому времени число молодежи в стране вырастет в два раза – почти 2 млн человек в возрасте от 15 до 29 лет.

Этот рост приведет к значительному увеличению потребности в образовании (высшем и профессиональном) и, что более важно, в потребности в рабочих местах.

Пока уровень безработицы в стране составляет 4,9%. Но если ничего не предпринять, то через шесть лет в стране могут созреть условия, которые привели к арабской весне – большому количеству молодежи тесно в неразвивающейся экономике.

К 2036 году потребность в дополнительных новых рабочих местах может составить до 2 миллионов.

Казахстанцев к 2050 году будет больше 27 млн

Все эти проблемы можно решить через комплексную программу развития: надо упрощать правила ведения бизнеса, создавать более безопасные условия для предпринимателей, стимулировать их вкладываться в свой бизнес и повышать заработную плату работникам, повышать качество образования, начиная с дошкольного возраста.