СТО для самолета

А в курсе ли вы, кто и как контролирует исправность самолетов? Корреспондент “КАРАВАНА” побывала в ангаре, где “лечат” самые популярные в Казахстане самолеты.

В ангаре неподалеку от столичного аэропорта шумно и многолюдно: несколько десятков человек крутятся возле махины-самолета. С воздушного судна уже сняты детали обшивки, механики и авиаинженеры о чем-то разговаривают возле отсека двигателя.

– Сегодня у нас задействованы 20 человек. Часть из них работает в пассажирском салоне самолета – ведет замену ковровых покрытий, приводит в надлежащий вид основные части: панели, потолок, освещение, кресла. Также ведутся работы на кухне, в уборных комнатах самолета. Другая часть авиатехнического состава проверяет исправность двигателей и авиационного оборудования. Также запланирована замена подшипников и тормозов шасси, – вкратце рассказывает о том, что происходит, ведущий инженер по техническому обслуживанию Air Astana Сергей ВОЛКОВ.

Любое техобслуживание самолета называют “чеками” и делят на линейное и базовое.

К линейному относятся, к примеру, проверки перед вылетом и после него, которые проводит один специалист за 40 минут. Каждые 48 часов проводится daily-check – несколько специалистов проверяют функционирование систем самолета и двигателей. Через каждые 750 часов полетов проводится A-check: тут уже проводятся инспекция и замена некоторых фильтров, масел и так далее. Однако ничто не может отменить базовые чеки, к которым относятся C-check и D-check. На которых, если надо, меняют более значимые компоненты самолета – двигатели, закрылки, шасси и прочее. Эти проверки проводятся нечасто, но считаются наиболее комплексными и сложными. Для них нужны специальное оборудование и приспособленный ангар. Так, C-check проводится плюс-минус через 7 500 часов налета, занимает от 10 до 40 дней. Именно такой вид чеков начали с ноября делать в Нур-Султане.

– Чтобы проводить C-check, специалисты должны пройти соответствующее обучение и иметь определенный опыт работы. В среднем – 5 лет. Осенью 2019 года мы получили одобрение на базу в Алматы, в ноябре этого года – в Нур-Султане, – рассказывает менеджер по технической поддержке Air Astana Темирлан БАГАШАР.

Чтобы получить от авиационных властей Казахстана и EASA разрешение на проведение C-check, была проделана большая работа. В 2019 году инженеры Air Astana выполнили первый C-check с консультацией специалистов компании “S7 Technics” в Алматы. С обучением столичных специалистов было чуть проще: они учились у своих алматинских коллег. Но регламент тот же: обмен опытом, один C-check вместе с более опытными коллегами, другой – самостоятельно.

Как признается Темирлан Багашар, национальный перевозчик затратил на закуп необходимого для проведения C-check оборудования очень серьезные деньги, но эти вложения вполне оправданны.

– Раньше эту процедуру нам приходилось проходить в Европе, Китае, России и других странах, теперь же деньги остаются в Казахстане. Также надо понимать, что каждый C-check – это затраты на перелет туда и обратно, выделение отдельного экипажа, которому надо там где-то жить, и так далее. Кроме того, это повышение квалификации казахстанских инженеров и авиамехаников, которые работают в Air Astana, – объясняет он.

Авиакомпания получила разрешение на проведение C-check самолетов семейства “Airbus 320”. Это наиболее популярная модель авиапарка Air Astana, так что экономия ожидается значительной. Кроме того, через несколько лет компания планирует начать зарабатывать на проведении C-check другим авиаперевозчикам.

Но на ближайшее время свободных мест в столичном ангаре нет: сегодня с чека выходит самолет с бортовым номером EI-KDB, а уже в декабре в ангар поступит воздушное судно EI-KDA. Эти самолеты уже проходили свои первые C-check за рубежом. В 2022 году на базе Нур-Султана плановый базовый техосмотр пройдут еще 6 самолетов Air Astana.

Но пока инженеры компании целиком и полностью сосредоточены на осмотре и, если нужно, “лечении” стоящего в ангаре “Airbus”. С самолета снята часть обшивки, все важные агрегаты – как на ладони.

– Есть агрегаты, которые меняются по наработке часов. Это подшипники шасси, некоторые клапаны, фильтры и другие агрегаты системы кондиционирования и так далее. А есть те, которые требуют диагностики, а в случае выявления каких-либо проблем тоже подлежат замене, – рассказывает ведущий инженер по техническому обслуживанию Air Astana Гани АХМЕТОВ.

Немаловажная часть жизнеобеспечения пассажиров – проверка и приведение в надлежащее состояние систем кондиционирования самолета.

Их в воздушных судах данного типа – 2. И сейчас кондиционеры, которые состоят из многих частей, полностью разбираются, чистятся, некоторые части меняются.

– Помимо плановых работ C-check, продиктованных стандартами, у нас запланировано внедрение 4 модификаций воздушного судна. Во-первых, будут усовершенствованы навигационная и радиоэлектронная системы самолета. В итоге наш самолет будет соответствовать самым жестким требованиям EASA. Также улучшится ориентация самолета в воздушном пространстве, – рассказывает о некоторых специфических работах Гани Ахметов.

Кроме того, будет усовершенствована система наддува пассажирского салона и всего судна. В итоге станет гораздо надежнее система поддержания оптимального давления в фюзеляже самолета.

– Четвертая модификация менее заметна, но очень важна для безопасности: устанавливается новый агрегат в систему управления рулями самолета в хвостовой части, что исключит случайное срабатывание рулей управления во время пилотирования самолета, – объясняет Гани Ахметов.

Пассажиры, конечно же, всех этих нововведений не увидят, они нужны в первую очередь экипажу, который несет ответственность за жизни сотен людей на борту. Но, если в следующий раз, заходя в самолет Air Astana, вы увидите абсолютно новое ковровое покрытие в салоне, знайте – этот самолет только что прошел C-check, и в нем соблюдаются повышенные стандарты безопасности полета.

Нур-Султан