Стивен Сигел об ЭКСПО, Астане и своей первой арт-работе в столице Казахстана

Придумано в США, собрано в Казахстане

В середине мая организаторы мероприятия объявляли о сборе пластиковых бутылок для создания масштабной арт-инсталляции в Астане. Как оказалось, собранная общими усилиями груда мусора была очень нужной для основателя эко-арта, художника из США Стивена Сигела, имя которого почти один в один похоже на имя звезды голливудских боевиков и мастера боевых единоборств. Гость признался, что не знаком со своим знаменитым тезкой, и ни разу не смотрел фильмы с его участием. Но сказал, что когда люди видят его имя в паспорте или в анонсируемых событиях, часто путают его со звездой.

Свои арт-объекты он создает из выброшенных газет, раздавленных алюминиевых банок из-под газировки, измельченной резины и других сподручных материалов. Основная цель – переосмыслить роль скульптуры, и обратить внимание планеты на проблемы экологии. Как признался сам художник, желание что-то изменить, оригинальные идеи и немного творчества помогают ему создавать впечатляющие скульптуры из мусора.

- Эта идея зародилась у меня три года назад в Америке. Когда меня пригласили в Казахстан, решил сделать работу, использовать пластиковые бутылки. К тому же мне очень понравилась эта зеленая сетка и черные хомуты, которые обводят скульптуру, придавая ей форму. По частям смотрится ужасно, но когда все совмещается в одну композицию с приданием в последующем формы, то становится более элегантным, - рассказал Стивен Сигел, представляя свою работу во время открытия арт-фестиваля в Астане.

Участник мероприятия также признался, что очень впечатлен проводимой в городе выставкой ЭКСПО. Гуляя по павильонам, он вспомнил свою прогулку на выставке в 1962 году, которая проходила в США.

- Еще мне очень понравился ваш город, особенно архитектура Астаны. Но в то же время здесь много открытого пространства, возможно, лишнего, потому что много затрачивается энергии. К тому же без машины здесь тяжело передвигаться. Мне интересно, сохранится ли все это лет через сто, и что в целом будет с городом, - задался вопросом художник.

От японских остановок до символа тенгрианства

Однако огромная куча пластиковых бутылок - это не все, чем решили удивить астанчан организаторы ежегодного арт-фестиваля. Помимо американца, в мероприятии приняли участие также отечественные художники и гости из других стран. В ход, помимо пластика, пускали множество других материалов, в числе которых остатки рухнувшей на территории ЭКСПО конструкции.

В самом начале и конце бульвара «Нурлыжол», где, собственно и расположили свои работы участники фестиваля, гости увидят металлические контейнеры, внутри которых установлены десятки мониторов, меняющих цвет в такт движению человека. Вкупе с атмосферной музыкой каждый находящийся на площадке может станцевать или протестировать, насколько быстро табло будет поспевать за движениями человеческого тела, когда будет менять цвет.

Рядом с такими контейнерами можно увидеть кинетическую скульптуру Ермека Аркарова «Под вечным небом». Автор показал в ней образ солнцеликого человека, который изображен на наскальных рисунках Тамгалы. По замыслу художника, скульптура дает повод задуматься о том, какими стали номады в XXI веке. 

- Работа другого участника нашего фестиваля, японского архитектора Шино Шакито напоминает юрту, собранную из разных деталей. Согласно задумке, такую форму городские власти могут взять на вооружение, приспособив конструкцию для остановок, - сказала куратор фестиваля, представляя одну из работ.

Далее можно наблюдать работу известного среди поклонников современного искусства человека – Эдуарда Казаряна. Он считается одним из тех авторов, кому подчиняется любой материал от металла до глины. Отмечается, что это не каждому по плечу. В своей работе он изобразил верблюда, везущего на своих горбах семью. Можно увидеть, что в композиции использованы вторичные материалы, в том числе стеклянные бутылки.

- Мы носим с собой стекло, пластик в огромном количестве, продукты нефтяной переработки. Это не хорошо и не плохо, это данность. Кто-то из авторов это критикует, кто-то - принимает. А мы воспринимаем как признак современности, - отметила Яна Малиновская.

Свою работу на фестивале представил и казахстанский художник Каиржан Токишев. Его инсталляция о противодействии встречному ветру. Несмотря на то, что она сделана из металла и очень тяжелая, тонкие элементы, полоски передают воздушность, отображая потоки ветра.

Казахстанка Гульмарал Татибаева в своем творении изобразила из женских халатов здание, напоминающее столичный Хан Шатыр. С другой стороны арт-объект напоминает казахский женский головной убор - саукеле.

- Она рассказывает о том, как изменилась роль женщины в семейной жизни. В традиционной кочевой культуре на женщине держалось если не все, то очень многое. Для нее юрта была не только местом жительства, но и культурным центром, местом сохранения ценностей. Сегодня роль женщины изменилась. Она приезжает в тот же Хан Шатыр купить себе подарков, пройтись по бутикам. Художница это не критикует, а ставит перед фактом, - объяснила значение работы куратор выставки.

Творчество молодых и частичка ЭКСПО на бульваре

По соседству стоит небольшая клетка – результат совместной работы трех молодых художников – самых юных участников. Замысел простой – новое поколение чувствует оторванность от взрослых и считает себя немного другими. Авторы предлагают войти в эту клетку, встать напротив зеркала, где нарисованы различные головные уборы, «примерить» на себя несколько разных образов, а также на секундочку задуматься, кто они и кем будут завтра.

По дороге от одной скульптуры к другой можно увидеть результат работы художников стрит-арта. Это не только те самые разукрашенные контейнеры, но и стена, установленная близ торгового центра Керуен, которую теперь можно будет вполне законно разрисовывать.

На стенах художники на трех языках написали: «Пока живу, хочу успеть…». Авторы хотят, чтобы вечно занятый житель мегаполиса задумался о том, кто он и для чего пришел в эту жизнь. Как вариант, каждый прохожий может взять в руки мел и добавить от себя пару интересных мыслей на заданную тему.

На противоположенной стороне стоит работа Арыстанбека Шалбаева под названием «Сундук кочевника». Известно, что в древности внутри этого предмета кочевые народы хранили важные для семьи вещи. Автор размышляет о том, что хранят в своих сундуках современные люди. Другая скульптура, по словам организаторов, сделана из материалов конструкции, не так давно упавшей на территории ЭКСПО.

- Ирония художников сочетается с неким позитивом. Они сделали из конструкции не грустную историю, а представили человека, который, несмотря ни на что, встал, развернул плечи, взял в руки замечательную вертушку и пошел вперед, - подчеркнула Яна Малиновская.

Она добавила, что сколько бы не говорилось о представленных работах, все это лучше посмотреть в живую. Кстати, посмотреть на бульваре «Нурлыжол» в скором времени будет много на что – организаторы обещают, что ближе ко дню рождению столицы количество инсталляций увеличится.

Астана